Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Глава 13. Духовная помощь ребенку

Глава 13. Духовная помощь ребенку
 
 

ГЛАВА 13

Духовная помощь ребенку


У современных подростков самое сильное неудовольствие вызывает тот факт, что родители не могут показать детям моральные и этические нормы, которыми они могли бы руководствоваться в жизни. Свое недовольство они выражают по-разному. Одни подростки утверждают, что им необходим "смысл жизни". Другие хотят иметь "образец для подражания". Третьи мечущиеся души мечтают о "руководстве свыше", о чем-нибудь, на что "можно опереться" или что "научит его жить".

Подобные крики о помощи исходят не от нескольких несчастных, неудовлетворенных подростков. Подавляющее большинство выражает этим свою тоску. Они в растерянности. Весьма нелегко встретить в наши дни молодого человека, которому было бы все ясно в вопросах о смысле жизни, который гармонично вписался бы в этот мир и имел бы представление о том, как жить в этом непонятном, изменяющемся и пугающем мире.

Ребенок в первую очередь от родителей ждет помощи в этом плане. Найдет ли он у них то, что ему нужно, зависит от двух условий. Первое - если родители сами имеют ответы на эти вопросы. Второе - если ребенок отождествляет себя со своими родителями настолько, что в состоянии принять родительскую систему ценностей. Для ребенка, который не чувствует себя любимым, это весьма трудно.

ПЕРВОЕ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

Давайте обратимся к первому самому важному условию, которое необходимо обеспечить ребенку, ищущему смысл жизни. Мы, родители, должны иметь фундамент, на котором базируется наша собственная жизнь и который может выдержать испытание временем. Нечто такое, что будет поддерживать нас во все периоды нашей жизни: в переходный период, в ранней молодости, в зрелые годы, в старости, в кризисных семейных ситуациях и особенно в этом меняющемся обществе, в котором духовные ценности так быстро разрушаются. Мы, родители, должны, между прочим, иметь такой основательный фундамент, на который можно опереться в жизни и который можно передать ребенку. По моему мнению, это самое ценное сокровище, которое мы можем оставить в наследство нашим детям.

Чем же необходимо обладать, чтобы придать смысл жизни и что можно было бы передать нашим потомкам? Многие пытались ответить на этот вопрос, начиная с древнейших цивилизаций, но лишь немногие нашли ответ. Философы мучились над этими вопросами на протяжении столетий; время от времени великие дипломаты слегка рассеивали сомнения; правители даже сейчас заявляют, что знают ответы, но их тщательно разработанные законодательства лишь делают людей еще более зависимыми от правительственного контроля, оставляя их сердца пустыми и страждущими, как и раньше; в области психического здоровья предлагается помощь по эмоциональным проблемам, расстройствам рассудка, психофизиологическим расстройствам, проблемам адаптации и супружеской несовместимости и еще многое другое...

Но истинной ценностью, вносящей мир в сердце страждущего, является Он.

Он - наша интимная тайна, и в тоже время Он - доступен всем. Он дает силы в кризисных ситуациях и успокаивает в моменты отчаяния. Он дает мудрость в минуты смятения и исправляет в моменты ошибок. Он помогал нам в прошлом, помогает в настоящем и обещает еще больше в будущем. Он дает указания и руководит нами в любые времена, хотя и стоит от нас в стороне. Он нам ближе, чем родной брат.

Он диктует правила, которым надо следовать, но Он же дает и удивительные обещания тем, кто хочет Ему повиноваться. Он порой допускает потери и боль в нашей жизни, но Он всегда излечивает нас и заменяет утраты чем-то еще лучшим. Он не принуждает нас, но терпеливо ждет, когда Его примут. Равно как и не заставляет нас выполнять Свою волю, но Он будет глубоко разочарован и расстроен, если мы пойдем не по тому пути. Он хочет, что бы мы любили Его, потому что Он первым полюбил нас. Он дал нам возможность выбрать Его или отказаться от Него. Он хочет заботиться о нас, но отказывается принуждать нас. Его величайшее желание - быть нашим Отцом, но Он не будет принуждать нас к этому. Если мы хотим того, что хочет Он, то есть любящих, заботливых отношений Отца и детей между Ним и нами, - мы должны принять Его предложение. Он слишком деликатен, чтобы принуждать нас. Он ждет, что вы и я станем Его детьми. Конечно, вы уже догадались, Он - это Бог, живущий в нас.

Сокровенные, личные отношения с Богом через Его Сына Иисуса Христа - самое важное в жизни. Это то самое "нечто", которого ждут и жаждут наши молодые люди: это и смысл жизни; и то, на что можно положиться; и указание свыше; и нечто, дающее успокоение, когда кажется, что все рушится. Все это дает Он!

А в вас Он живет? Если нет, обратитесь за помощью к священнику или другу-христианину или напишите мне через издательство, и я вышлю необходимые материалы по этой теме.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ

Мы сможем передать ребенку то, чем обладаем, лишь в том случае, если он отождествляет себя с нами настолько, чтобы принять и унаследовать нашу систему ценностей.

Как вы помните, если ребенок не чувствует, что его любят и ценят, ему очень трудно отождествлять себя со своими родителями и их взглядами. В отсутствие сильной, здоровой, основанной на любви связи с родителями ребенок реагирует на родительское руководство с возмущением, обидой и враждебностью. Он рассматривает каждую родительскую просьбу (или команду) как дополнительную работу и вырабатывает способы сопротивления. В тяжелых случаях ребенок привыкает реагировать на все контакты с таким недовольством, что его отношение к родительскому авторитету (а в конце концов к любому авторитету, включая и Бога) прямо противоположно тому, что от него ждут.

В таком случае, как вы можете понять, весьма затруднительно передать ребенку свои моральные и этические принципы.

Для того чтобы ребенок отождествлял себя с родителями (тесно связывал себя с ними) и был способен принять их ценности, он должен чувствовать себя искренне любимым и знать, что его ценят. Чтобы ребенок унаследовал ту тесную связь с Богом, которой мы достигли, нужно позаботиться о том, чтобы ребенок чувствовал себя безусловно любимым. Почему? Потому что именно так любит нас наш Господь - без всяких условий. Человеку, который не чувствует себя безусловно любимым родителями, чрезвычайно сложно почувствовать себя любимым Богом. Это самое большое и самое распространенное препятствие на цуги многих людей к Богу. Родители должны помочь своим детям избежать подобного состояния.

Как понять, подготовлен ли ваш ребенок к восприятию Божьей любви? Только убедившись, что его эмоциональные потребности удовлетворены и эмоциональная емкость наполнена, родители могут ожидать, что ребенок придет к близким, теплым, благотворным отношениям с Богом. Если же они не позаботились о его эмоциональных потребностях и если у них самих нет таких связей с ребенком, то эффект будет обратный. Да, я видел людей, которых растили с помощью кнута и которые стали христианами. Но из-за того, что их воспитывали главным образом с помощью наказания, вместо безусловной любви, эти несчастные люди очень редко приходили к теплым, здоровым, любящим отношениям с Богом. Такие люди склонны использовать религию в карательных целях под ширмой помощи другим. Они ссылаются на библейские заповеди и ищут другие оправдания собственного жестокого, бессердечного поведения. Они так бесцеремонны, что склонны выступать в роли духовных судей, диктующих нормы поведения другим. Конечно, не исключена возможность, что любой ребенок в конце концов найдет путь к объятиям Бога и сможет почувствовать Его любовь. С помощью Бога все возможно. К сожалению, шансы ребенка резко уменьшаются, если его родители не дали ему любящей основы.

Итак, вот два условия, необходимых для того, чтобы помочь ребенку духовно: собственные отношения родителей с Богом и уверенность ребенка в том, что он безусловно любим.

ПАМЯТЬ РЕБЕНКА

Следующая важная вещь, которую нужно знать о детях, - это действие их памяти. Помните, что ребенок гораздо более эмоционален, чем логичен. Вследствие этого он запоминает чаще чувства, а не факты. Ребенок может запомнить, что он чувствовал в конкретной ситуации гораздо лучше, чем детали этой ситуации.

Позвольте привести вам соответствующий пример. Ребенок, посещающий воскресную школу, будет четко помнить свои ощущения спустя много времени после того, как забудет, что ему говорили или чему его учили.

Таким образом, в некотором смысле гораздо важнее, будет ли общение для ребенка приятным или неприятным, чем конкретные детали, которым обучает учитель. Говоря о приятных ощущениях, я не подразумеваю, что учитель должен потакать желаниям ребенка развлекаться и шалить. Я подразумеваю уважительное, доброжелательное и заботливое отношение к ребенку. Дайте ему возможность почувствовать себя хорошо. Не критикуйте, не унижайте его и не подавляйте любым иным способом. Естественно, то, чему обучается ребенок, - чрезвычайно важно, но если этот процесс вызывает у ребенка скуку или унижает его, то он, вероятнее всего, отвергнет самое лучшее учение, особенно если это касается моральных и этических норм. Именно в такого рода ситуациях у ребенка вырабатывается предубеждение против религии и склонность считать всех людей в церкви лицемерами. Такое отношение трудно в дальнейшем изменить, и оно может сохраниться на всю жизнь. С другой стороны, если процесс обучения доставляет приятные ощущения, воспоминания ребенка о религиозных предметах тоже будут приятными и могут в дальнейшем стать для ребенка глубоко личными.

К примеру, у наших друзей есть восьмилетний сын Микаэл, который очень любил посещать воскресную школу, и все, что касалось духовных вопросов, изучаемых там, ему нравилось. Ходить в церковь для него не составляло труда. К сожалению, одним воскресным утром Микаэл и еще один мальчик разговорились в то время, когда учитель что-то рассказывал. Детей подвергли наказанию: их оставили в маленькой комнате одних и заставили писать фразу "Почитай отца своего и мать свою" до тех пор, пока за ними не придут родители. Микаэл и его друг были безумно разочарованы. Бессмысленность и бесчувственность такого несправедливого и унизительного наказания имела драматические последствия. Оно породило такой гнев, обиду и боль в душе Микаэл а, что он стал относиться враждебно ко всему религиозному. Он отказался вернуться в церковь, и, конечно, его концепция Бога была серьезно повреждена. Только через несколько месяцев любящие родители сумели помочь Микаэлу вновь поверить в духовные истины. Такого рода случаи в той или иной степени происходят тогда, когда учителя отводят более важное место учению, чем эмоциональному благополучию ребенка. Эмоциональные и духовные вопросы нельзя полностью разделить, они взаимосвязаны и зависят друг от друга. По этой причине, если родители хотят помочь ребенку духовно, они должны позаботиться о его эмоциях. Поскольку ребенок запоминает чувства гораздо легче, чем факты, необходимо, чтобы у него было как можно больше приятных воспоминаний, благодаря которым он накопит знания, особенно религиозные.

ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Давайте поговорим об этом заблуждении. Суть его в общих чертах такова: "Я хочу, чтобы мой ребенок научился принимать свои собственные решения после того, как сам все испробует. Он не должен думать, что обязан наследовать мои религиозные убеждения. Я хочу, чтобы он узнал разные религии и философии - позже, став взрослым, он сам сделает свой выбор".

Отец, высказывающий такое мнение, или пытается закрыть глаза на проблему, или пребывает в глубочайшем неведении относительно мира, в котором мы живем. Ребенок, воспитанный таким образом, воистину заслуживает жалости. Если он растет, не получая достаточно полных ответов на этические, нравственные и духовные вопросы, то впоследствии он не сможет ориентироваться в окружающем его мире. Именно это является причиной многих жизненных конфликтов и противоречий. Самый прекрасный дар, который родители могут дать своему ребенку, - это основанное на четких понятиях правильное восприятие мира и его непростых проблем. Нет ничего удивительного, что многие дети, лишенные этой стабильной, непоколебимой основы, горестно упрекают своих родителей за то, что они не объяснили им смысл происходящего.

Есть и другая причина, почему нельзя допустить такой небрежный подход к духовным проблемам. Появляется все больше групп, организаций и культов, предлагающих разрушительные, порабощающие и ложные ответы на жизненные вопросы. Для людей подобного рода человек, выросший в условиях, как бы способствующих "широкому кругозору", - самая желанная находка, это легкая добыча для любой группы, предлагающей конкретные ответы, какими бы ложными они ни были.

Меня поражает, как некоторые родители готовы тратить тысячи долларов и пускаться на любые манипуляции ради того, чтобы дать своим детям образование, и в то же время, когда дело доходит до самой главной подготовки - подготовки к духовным битвам, к поискам настоящего смысла жизни, - ребенок оказывается предоставлен самому себе и становится жертвой всевозможных сект.

ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ СЛУШАТЬ ИСТОРИИ

Как родители подготавливают ребенка к духовной жизни? Организованные религиозные наставления и соответствующая деятельность чрезвычайно важны для развивающегося ребенка. Однако ничто не оказывает такого влияния на ребенка, как его дом и все, что с ним связано. Это справедливо и в отношении духовных вопросов. Родители должны активно принимать участие в духовном росте ребенка, они не имеют права передоверять это кому-нибудь другому, даже превосходным воспитателям молодежи при церквях.

Во-первых, родители сами должны развивать в детях духовные потребности. Они должны не только сообщить детям библейские истины, но также научить применять их в повседневной жизни. Это нелегко.

Легко сообщить детям какие-то факты из Библии, рассказать о действующих лицах и об их деяниях. Но это еще не совсем то, что нужно ребенку. Важно, чтобы он понял, какое отношение имеет к нему лично Библия, библейские персонажи и их заветы. И чтобы помочь ему в этом, мы должны найти и время, и силы, так же, как в том случае, когда мы уделяем ребенку безраздельное внимание. Проводить время с ребенком для того, чтобы удовлетворить его эмоциональные запросы, равно как и духовные, должно стать нашей потребностью. А почему бы, когда это возможно, не заняться этим одновременно?

Время отхода ко сну - лучшее время для выполнения этой задачи, потому что в такой момент большинство детей жаждут общения со своими родителями. И неважно, происходит ли это от того, что их эмоциональные емкости опустошились или просто они хотят оттянуть время. Важно то, что здесь у нас появляется прекрасная возможность удовлетворить эмоциональные потребности ребенка, заняться его духовным воспитанием и руководством и сделать это в атмосфере, которую ребенок будет с удовольствием вспоминать. Каким другим образом могут родители дать ребенку так много и так экономично одновременно?

Все дети любят слушать истории. Лично я всегда начинаю читать по выбору ребенка. Иногда это рассказ, не связанный с религией, иногда история из христианской книги, а иногда мой ребенок хочет, чтобы я сочинил историю о чем-нибудь или о ком-нибудь, о ком я ему уже сочинял раньше.

Мы также взяли себе за правило читать детям рассказы духовного содержания. Моим сыновьям особенно нравились книга, где в конце каждого рассказа предлагалось ответить на вопросы. (Большая часть книг, которые мы читали нашим детям, когда они были маленькими, сейчас, вероятно, уже не издается, но в магазинах христианской литературы есть много других подобных книг, которые понравятся вашим детям.)

Когда ребенок после чтения рассказа отвечает на вопросы, всегда можно сопоставить прочитанное с его собственной жизнью. Конечно, нелегко довести суть рассказа до сознания ребенка. Многие родители чувствуют себя неподготовленными к такой работе и легко сдаются, особенно если ребенок и сам не слишком старается. Не допускайте, чтобы это вас остановило! Даже если ребенок внешне не реагирует на прочитанное, можете быть совершенно уверены в том, что вы оказываете на него сильное влияние. Время, которое вы затратите на эти занятия, не пропадет даром, и ваши труды окупятся в будущем. Если вы не будете влиять на своего ребенка в области сверхъестественного сейчас, то позже кто-нибудь другой сделает это за вас.

ДЕЛИТЕСЬ СВОЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ

Мне бы хотелось коснуться еще одного вопроса воспитания ребенка. Тот фактический материал, который ребенок накопил в церкви, в воскресной школе и дома, - всего лишь сырье, необходимое для развития его духовной жизни. Он должен научиться эффективно применять эти знания на практике, чтобы стать зрелым человеком. И поэтому у ребенка должен быть опыт ежедневного общения с Богом и привычка полагаться на Него.

Лучше всего поможет в этом ребенку опыт вашей собственной духовной жизни. Конечно, рассказывая ему о себе, следует учитывать уровень его развития и способность понимать услышанное.

По мере взросления ребенка вы сможете все больше говорить с ним о том, как сами любите Бога, как проживаете вместе с Ним каждый день, полагаетесь на Него, ищите Его руководства и помощи, благодарите Его за любовь, заботу, дары, за исполненные молитвы.

Помните, делиться таким опытом с ребенком нужно в процессе ваших переживаний, а не после. Рассказывать о прошлом опыте означает просто давать дополнительный фактический материал, а это лишает ребенка возможности через сопереживание приобретать свой собственный опыт. Глубокая истина кроется в старой поговорке: "Опыт - лучший учитель". Пусть ребенок разделит с вами ваш опыт. Чем быстрее он научится доверять Богу, тем сильнее он станет.

Ребенку необходимо показать, как Господь удовлетворяет личные потребности каждого и семейные нужды, включая и финансовые. Ему необходимо знать, о чем постоянно молятся его родители. Например, необходимо, чтобы он слышал, когда вы молитесь за других. Ему следует знать (опять же с учетом его возрастных особенностей) о проблемах, с которыми вы обращаетесь к Богу. И не забывайте постоянно рассказывать ему, как Бог действует в вашей жизни, как через вас Он помогает кому-то другому. И, конечно, ребенку определенно следует знать о том, как вы молитесь за него и за его конкретные нужды.

Кроме того, ребенок должен узнать на практике, что значит прощать и быть прощенным как Богом, так и окружающими. Родители добиваются этого прежде всего тем, что прощают детей, а также тем, что сами просят прощения за совершенные ошибки. Невозможно переоценить значение подобных отношений. Так много сегодня людей с комплексом вины! Они не умеют прощать (или не знают, что значит быть прощенными). Тот счастливец, который научился прощать обидевших его, способный просить прощения, а также получать его, являет образец духовного равновесия.

Дорогие родители, я надеюсь, вы всерьез отнесетесь к содержанию этой книги. Она была главным образом написана специально для вас таким же, как и вы, родителем, чье величайшее желание - видеть превращение своих и ваших детей в сильных, здоровых, счастливых и независимых взрослых людей.

Я надеюсь, что вы еще не раз решите перечитать эту небольшую книгу. Лично я постоянно должен напоминать себе, как надо любить детей по-настоящему.
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна