Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Нужны ли детям ясли?

Нужны ли детям ясли?
 

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДЕТЬМИ?
Детство сегодня далеко не то, что было у предшествующих поколений, особенно у совсем маленьких детей. В 1981 году только 24 % матерей вернулись на работу до того, как их детям исполнился один год. Сейчас эта цифра составляет более 70 %, причем 95 % отцов заняты полный рабочий день. В результате почти четверть миллиона британских детей до трех лет находятся в яслях целый или сокращенный день.
Во всем мире количество детей, посещающих ясли, увеличилось вчетверо за последние 10 лет. Первоначально предполагалось, что детские учреждения будут посещать трех- и четырехлетние дети, но в яслях оказались и дети младшего возраста. Иногда родители отдают в ясли младенцев, которым несколько дней от роду. Также увеличилось и время пребывания в яслях, миллионы детей в возрасте до трех лет остаются в детских центрах на 10 часов пять раз в неделю в Америке, Великобритании, Японии и в других индустриально развитых странах мира.
Такая система ухода за маленькими детьми — явление очень молодое. Она появилась без предшествующих исследований и понимания сути вопроса (сравните, например, с появлением детских садов, которые были специально созданы для детского интеллектуального развития). И если окажется, что ясельные учреждения — вещь вредная, то миллионы жизней будут подвергнуты неблагоприятному воздействию. Как мы увидим позднее, потребности детских организмов и даже строение их мозга могут измениться, причем далеко не в лучшую сторону.
На калитке
Я нахожусь поблизости от современного городского воспитательного учреждения для детей. Погода хорошая, и группа трехлеток выходит на прогулку. Я вижу одну девочку, которая не играет с остальными детьми. Она повисла на калитке; апатично раскачивая ее. Я смотрю на часы и наблюдаю за девочкой минут 20. За это время она не останавливается ни на минуту, раскачивая калитку и глядя по сторонам. Молодой мужчина-воспитатель занят другими детьми. Кажется, ему просто нет дела до нее. Но вот происходит нечто: мальчик, еще один одиночка, движется вдоль забора, ведя палкой по металлическим прутьям. Он останавливается, когда подходит к девочке, - препятствие на пути. Они смотрят друг на друга. Я не знаю, разговаривают ли они, потому что нахожусь от них достаточно далеко. Мне бы хотелось, чтобы они немного пообщались. Но, к несчастью, этого не было. Мальчик решает проблему, словно девочки здесь и нет: проводит палкой по ее пояснице и движется дальше. Она же продолжает с отсутствующим видом висеть на калитке. А язык ее тела, кажется, так просто понять: «Выпустите меня отсюда».
Дети в беде?
Ясли для маленьких детей — это широкомасштабный общественный эксперимент. В сущности, это азартная игра под девизом «Все будет хорошо», в которой принимают участие миллионы родителей. Результаты этого эксперимента раскрываются сейчас. Первому поколению детей, воспитанному в яслях, сейчас около 20 лет или немногим больше. Можно найти совсем немного исследований этого поколения на предмет отличия их от детей, воспитанных дома. Но мы хорошо понимаем сейчас, что это поколение переживает кризис (1). В Великобритании количество подростков с проблемным поведением увеличилось вдвое с 1980 года. Детей, подверженных неврозам и депрессиям, стало на 70 % больше. В Британии ежегодно поступают в больницы 24 тысячи подростков, совершивших попытки самоубийств. Благотворительная организация «Childline» отмечает рост числа нанесения себе увечий подростками на 65 % за последние два года (2; 3).
Также наблюдается драматический рост проблем, связанных с апатией, насилием, неправильным питанием и приемом алкоголя. Органы здравоохранения всерьез озабочены тем, что дети принимают антидепрессанты. Каждому пятому ребенку в начальной школе прописывается риталин или другие стимуляторы на амфетаминовой основе для преодоления проблем с поведением.
И это не оказавшиеся в нищете в раннем возрасте дети, страдающие от недостатка внимания, болезней и плохого питания; дети из обеспеченных семей — большинство проблемного поколения. Общественные неправительственные организации бьют тревогу по поводу того, как дети формируются. Более того, когда они становятся взрослыми, их проблемы, кажется, только осложняются. Демографы отмечают неспособность молодежи строить и сохранять отношения. Более половины браков распадается (средняя продолжительность брака составляет около восьми лет). Все больше молодых людей не способны иметь детей. Большинство представителей молодого взрослого поколения либо не вступают в браки до тридцати пяти лет, либо не заводят семьи вообще. В Великобритании растет число людей, предпочитающих одинокий образ жизни (4).
Мы не знаем, играют ли свою роль в этих переменах ясли: никому не пришла в голову мысль исследовать эти взаимосвязи. Но мы знаем наверняка, что недостаток родительского внимания и ослабление связей с родителями — причина этих проблем: от суицида до наркомании, от нарушений закона до подростковой беременности. Существует глубокое убеждение среди профессионалов, что это беспрецедентное душевное опустошение является следствием суматошного и разобщенного образа жизни, который ведут современные семьи (5). Родители вовсе не хотят быть хуже или менее заботливыми, чем родители предыдущих поколений. Проблемав нашем образе жизни. Дело в невыносимых стрессах, которые наша экономическая система вызывает у матерей и отцов. И в особенности в том выборе, который они должны сделать — между карьерой и семьей. У людей не остается достаточно времени на то, чтобы правильно воспитывать своих детей.
Но мы же не беспомощные жертвы; как жить, решаем мы сами. Прекрасные дома, отпуск за рубежом, плазменные телевизоры, дорогая одежда — многие юноши и девушки хотят иметь все это, как только станут достаточно взрослыми, чтобы покинуть родительский дом. На нас оказывают давление, но мы также должны принять на себя часть вины. Мы можем загнать себя в ловушку, если не остановимся и не подумаем, что на самом деле важно. В гонке «заиметь все» чем-то приходится жертвовать. Молодые пары, озабоченные материальными целями, откладывают рождение детей на самые поздние биологические сроки, не желая, таким образом, вы­бирать между семьей и карьерой или высоким уровнем жизни. Наша излишняя жадность оказывает влияние и на тех, у кого меньше возможностей. Высокая цена на жилье вынуждает людей с маленьким достатком работать больше времени, чтобы выжить.
Вопрос ясельного ухода за детьми — часть большой проблемы общества, потерявшего чувство того, что в самом деле важно. Для многих людей жизнь превратилась в поезд-экспресс с непонятным пунктом назначения. Мы торопимся, но даже не знаем куда. Дети и подростки сегодня — как поплавки, качающиеся на волнах стрессов и напряжений взрослых. В их среде первыми проявляются симптомы больной культуры. И они проявляются сейчас в масштабах эпидемии.
Вопрос яслей является наиболее эмоционально обсуждаемой темой в современном обществе. Разногласия приводят к конфликтам, поэтому очень важно отделить факты от фикции, трезвую мысль от идеологии. Определенно, нет пути назад, в то время когда женщина одна дома ухаживала за детьми, пока мужчина вкалывал на работе. Необходимо изменить уклад нашей жизни. Нам нужно жить полноценно, но не ставя во главу угла материальные потребности.
Книга «Воспитание детей» обеспечит вас разносторонней информацией, заставит о многом подумать и, в конечном счете, научит слушать собственное сердце. Моя цель как автора — не сказать вам, что делать, а разбудить в вас чувство, которое поможет вам определить жизненные приоритеты. Это может привести вас к конфронтации с окружающим обществом. Но, как показывает история, это часто имело положительные последствия.

Выход - «великая тройка»

Ясельный уход — большое дело, если подойти к нему разумно. Он требует баланса и правильно выбранного времени. Те исследования, которые мы разберем дальше, покажут, что дети в первые три года жизни слишком ранимы, требуют индивидуальной заботы и всего того, что она может предложить. Поэтому нельзя препоручать заботу о детях в раннем возрасте чужим людям.
В тех европейских странах, где молодым семьям оказывается большая поддержка, современные молодые родители не выбирают ясли для своих маленьких детей. Там предпочитают то, что мы могли бы назвать «великой тройкой» для семьи:
1) оплаченный отпуск по уходу за детьми;
2) свободный рабочий график;
3) гарантированное сохранение рабочего места.
Вот три необходимых условия, для того чтобы родители могли вести правильный образ жизни. В Великобритании мы далеки от предоставления таких условий.
Швеция является лучшим примером — в этой стране, вероятно, самые высокие в мире стандарты по оказанию ясельных услуг, но количество людей, пользующихся ими, стабильно уменьшается в последнее десятилетие (6). В континентальной Европе родители требуют — и получают — более выгодные альтернативы для совмещения работы и родительских обязанностей. Великобритания и Соединенные Штаты серьезно отстают от этих стран, но я надеюсь, что эта книга поможет изменить ситуацию в лучшую сторону.
Мы не можем все оставить на правительство. Вместо этого нам придется совершить кое-какие изменения и вырасти самим. Суть этого взросления проста: нужно жить с меньшими материальными запросами, чтобы обрести богатство другого плана: любовь, общение, связи и время. К счастью, многие молодые родители стали понимать это. Они хотят вести более уравновешенный образ жизни в отличие от своих истощенных и нервных родителей. Собственно, мы, старшее поколение, оказали им прекрасную услугу, показав, как не надо жить, чтобы жить хорошо!
Но будьте спокойны, перемены в мире наступают — люди хотят сами воспитывать своих детей, а не предоставлять это другим. Домашнее воспитание малышей — это ответственность за их жизни, благодаря чему мы становимся больше людьми и меньше потребителями. Так же как здоровое питание, ходьба в качестве упражнений и активная забота о справедливости на земле — это является частью большого культурного скачка от рынка массового потребителя и одноразовой культуры к уверенности в себе, жизнеспособности, знаниям, силе, свободе или, выражаясь по-старому, ,к мудрости.
Получив подтверждение этому во время моего путешествия по миру и встреч с молодыми родителями, я полон надежд, что мы движемся прочь от этих грустных времен, в которых живем. В будущем ясли и сады будут доступны для всех, но к их услугам будут прибегать продуманно, очень редко помещая туда детей в возрасте до трех лет и тем более до двух. Не будет существовать списка очередников, чтобы устроить детей в ясли. Воспитание детей в крупных коммерческих детских учреждениях с безэмоциональным окружением, пластиковой мебелью, измотанным, неквалифицированным и низкооплачиваемым штатом будет казаться быстро промелькнувшей и ужасной эпохой наряду с другими кошмарами нашего детства — детским трудом в угольных шахтах и интернатах для шестилетних детей. Выражаясь образно, все это будет отправлено на свалку истории.

В двух словах

• Наблюдается огромный рост — утроение за 20 лет — числа детей в возрасте до трех лет, пребывающих в яслях целый день.
• Душевная деградация одновременно наблюдается как среди детей младшего возраста, так и среди подростков.
• Причина кроется в суматошном образе жизни родителей, в стрессах и нехватке времени для семьи. Ясли являются только частью этой проблемы.
• Родители в более развитых странах, чем Великобритания, начинают отказываться от услуг яслей, предпочитая им «великую тройку» — оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, свободный график работы и сохранение рабочего места на время ухода за ребенком.
• Молодые папы и мамы начинают осознавать ценность времени, проведенного с детьми.

ГЛАВА 3. ВНУТРЕННИЙ МИР ЯСЛЕЙ
Очень необычное чувство появляется, когда вы становитесь родителем в первый раз. Это необыкновенное, счастливое время, но оно также и пугает. Вы держите кроху на руках у себя дома, младенец полностью зависит от вас, и вас переполняют эмоции. Вы чувствуете огромную ответственность и желаете предоставить своему ребенку самую лучшую заботу. Теперь вы понимаете, как зависим от внешних условий и беззащитен этот маленький человечек. Вы можете прийти в замешательство, узнав, что ему требуется и что является необходимым для него. Постепенно, преодолевая трудности, вы и ваш ребенок найдете нужный жизненный ритм, а вы узнаете, на что действительно способны. Вы начнете вести совсем другую, более глубокую жизнь.
А потом вам предстоит принять решение, сделать выбор — вернуться на работу или остаться дома. Прежде всего нужно осознать, чего хотите вы. Вас, возможно, удивит выбор других людей. Около 60 % британских родителей решают, что один из них останется дома, по крайней мере до тех пор, пока дети не достигнут школьного возраста. В остальных случаях «первые воспитатели» (под которыми исследователи подразумевают матерей) постепенно возвращаются на работу с частичной занятостью или полной занятостью, когда подросшие дети уже могут проводить время в детских садах. Приблизительно в каждой двадцатой семье отец остается дома, а мать возвращается на работу с полной занятостью в первые пять лет жизни ребенка. Только в одной из 15 семей родители решают отправить ребенка в ясли на полный 10-часовой день в возрасте до одного года. Мы рассмотрим эти решения и взвесим все «за» и «против» чуть позже. Сейчас же главное в том, что у вас есть выбор.
Вашим следующим наиболее важным шагом, перед тем как связать себя долгосрочными обязательствами, должно стать посещение яслей, для того чтобы самим убедиться, какие они в действительности. Забудьте о рекламных брошюрах, радужной пропаганде и бодрых заверениях тех, кто хочет убедить себя самих в том, что все прекрасно. Так как вам предстоит принять серьезное решение, вам придется все проверить самим. Это не должен быть торопливый осмотр или экскурсия в сопровождении работника воспитательного учреждения: «Посмотрите на эти крошечные унитазы. Неправда ли, они очень симпатичные?» Вам понадобится час, а то и больше времени, чтобы «окунуться в ситуацию» и осмотреть все не торопясь. Лучше сначала прийти одному, а потом, попросив на то разрешение, прийти еще раз со вторым родителем, но уже в другой день и в другое время. Цель: получить возможно более полное представление о том, как ваш ребенок будет проводить десять часов в день в таком месте.
Едва войдя в ясли, вы сразу почувствуете, какая атмосфера царит в этом учреждении. Вот несколько впечатлений, которые могут у вас возникнуть.

1. Недостаток тишины

Есть что-то ненормальное и ошеломляющее в том, что столько маленьких человечков находится в таком ограниченном пространстве. Здесь очень шумно даже тогда, когда шум вызван весельем, но добавьте еще плач и злобные окрики. А этот звук напряжения, который начинается с тихого часа (он тоже бывает редко спокойным) и продолжается весь день.
Из-за шума у детей возникают трудности с концентрацией внимания. Дети ясельного возраста способны концентрироваться на спокойной игре — они представляют что-то, разговаривают сами с собой, просто ведут себя спокойно. Но в неспокойном окружении им трудно сосредоточиться: они бегают кругами, дерутся из-за игрушек, стараются привлечь к себе внимание взрослого. Воспитатели вертятся как белка в колесе. Они разнимают драчунов, пытаются занять тихих и стеснительных детей, стимулируют игровую активность, но часто возникает общая свалка вместо веселья и спокойной концентрации внимания.

2. Чувство агрессии

Детство — агрессивное время. Даже дома маленькие дети часто прибегают к кулачным доводам, толкаются и кричат, потому что они еще не умеют разрешать споры более разумными путями. Но в многолюдных группах все становится еще хуже. Группы со старшими мальчиками или придирчивыми девочками, которые доминируют в физическом и эмоциональном плане, могут стать целой проблемой для вашего более спокойного и менее агрессивного ребенка. Или же ваш ребенок возьмет сторону командиров и хулиганов, чтобы справиться с обстановкой, вызывающей стресс. В возрасте до трех лет дети еще слишком малы, чтобы общаться друг с другом больше нескольких секунд или даже играть сообща. Быстро возникают проблемы. Воспитатель обычно вмешивается, чтобы защитить более слабого ребенка. Дети, конечно, получают только шишки и слышат грубые слова — дело не заканчивается больницей, но все это неприятно и травмирует психику многих малышей, пугая их. И негде от всего скрыться. Ваш ребенок будет вместе со всеми целый день.

3.Отсутствие личного пространства

И хотя в яслях есть интересные игрушки, предметы для игр, а взрослые стараются поддержать ребенка, у него нет личного пространства, тихого уголка или собственной игрушки, за исключением своего крючка для одежды или рисунка, приклеенного к стене. Ребенок, как неприкаянный, перемещается из одного места в другое.

4. Взрослых всегда не хватает

Количество работников не всегда соответствует идеальному числу. Обычно на попечении одного сотрудника находятся три — пять грудных детей и восемь детей постарше. Исследования, проведенные Департаментом образования в 1999 году, показали, что в среднем в день ребенок получает восемь минут индивидуального внимания от воспитателя (1). Воспитатели делают все возможное, чтобы никого не обделить вниманием, но... Они реагируют на крик, решают возникающие проблемы, успокаивают плачущих малышей, ведут кого-то в туалет — и так весь день по кругу. Ваш ребенок в лучшем случае получает одну десятую внимания воспитателя, и очень редко внимание взрослого сосредоточивается только на нем. Ухаживать за большим количеством детей целый день очень сложно. Поэтому, когда возможно, воспитатели «прячутся», берут тайм-аут только ради простого самосохранения.

5. Некоторые дети уходят в себя

Вы заметите, что большинству детей весело, они проявляют свое умение, получают удовольствие от активных игр, уверенно общаются с воспитателями и требуют к себе их внимания. Некоторые же раскачиваются на заборах, осторожно поглядывают по сторонам или неожиданно нападают на играющих сверстников, а потом отступают. Иногда складывается впечатление, что их здесь и нет. Они совсем не радуются, не поют, не смеются, не болтают, как это делает по-настоящему счастливый ребенок. Хотя для воспитателей яслей они — «хорошие» дети, потому что не доставляют хлопот. О них воспитатели обычно забывают, когда непоседы занимают их время.

6. Одни воспитатели более заботливы, чем другие

Вы заметите, что воспитатели отличаются по человеческим качествам. Одни работники — энергичные и доброжелательные люди, и вам бы хотелось, чтобы ваш ребенок подружился с ними. Другие покажутся слишком молодыми, чтобы ухаживать за детьми. Те, что постарше, могут показаться напряженными, измотанными, старающимися хорошо работать, но не способными на это в силу усталости. Некоторые окажутся скучными людьми, они разговаривают с коллегами далеко не о детях и с трудом выполняют минимум «работы». Конечно, то же самое можно сказать и о некоторых родителях. Но для собственных детей мы стараемся делать все как можно лучше.

7.Воспитатели заботятся о детях не так, как родители

Взаимоотношения воспитателей с детьми, то, как воспитатели разговаривают с ними, держат на руках, реагируют на их эмоции, — это все профессиональные отношения. Неизбежна определенная отчужденность в отношении буквально ко всему. Взгляд совсем не такой. Здесь нет времени для продолжительных, тихих и интимных моментов. Интерес должен быть сдержан, сочувственно скрыт, потому что сотни детей прошли через руки этого воспитателя, и сейчас 10—20 других детей готовы заявить о своих правах. Собственно, у воспитателей были бы неприятности, да и вам бы не понравилось, если б они проявляли особое расположение к какому-то конкретному ребенку. В яслях предлагают уход за детьми, а не любовь. И разница здесь огромная.

8. Механический, утвержденный режим

Отправление естественных потребностей, прием пищи, дневной сон, смена подгузников, мытье рук и лица, переход от одного вида деятельности к другому — и все это полным составом группы. Едва ли кто из воспитателей споет ребенку песенку или поцелует малыша в животик, меняя ему подгузник, — так делают только мама или папа. В яслях же царит установленный распорядок дня. (В одних яслях сняли на видео рабочий день скрытой камерой, а потом в качестве шутки в ускоренном режиме просмотра показали ролик на ежегодном родительском собрании. Сначала послышалась пара неуверенных смешков, но потом все затихли. Все выглядело таким режимным и безликим.)

Место, которое называется домом

Вспомните свое детство. Если вы были счастливы, вы припомните уют своей спальни или гостиной, любимое кресло или уголок, любимые игрушки и книги. Вы могли бы припомнить часы, проведенные на заднем дворе в маленьком саду, который казался вам тогда огромным, с интересными, даже пугающими закоулками и потайными норками, насекомыми и птицами, и даже постройками, на которые можно забраться. И помимо этого - чувство спокойствия, безопасности, личного пространства, где можно окунуться в фантастический мир игр и воображения, в свою очередь, навеянный прочитанными вам книгами, рассказами или телепередачами, что разрешалось посмотреть. У вас были друзья, которые приходили со своими родителями к вам в гости, или они жили с вами по соседству, и вы играли вместе, главным образом, вдвоем или втроем. Вы придумывали фантастические игры, которые продолжались часами и которые вас принуждали заканчивать, когда нужно было идти ужинать или спать. Возможно, у вас все это было. А если нет, то вам наверняка хотелось, чтобы так было. И вы того же желаете своим детям. Детство нуждается в своем времени и своем месте.

9. Присутствие грудных детей кажется неуместным

Чем младше ребенок, тем менее подходящим местом для удовлетворения его потребностей кажутся ясли. С точки зрения развлечений, условий и общения — если вы понаблюдаете, вам станет это ясно, — ясли более подходят детям постарше. Игры в группах, довольство минимальным вниманием взрослых, способность кое-как позаботься о себе, отвлечься на такие занятия, как рисование или сооружение песочных построек, отличают трехлетних и четырехлетних детей. Дети младше этого возраста кажутся потерянными, сбитыми с толку, они не могут себя занять и не довольствуются мимолетными объятиями или непродолжительным вниманием со стороны воспитателя. Да, они проживают день, но безрадостно. Детям старше трех лет нравится в детских садах. Малышам же приходится очень несладко.

10.День - это на самом деле очень долгий срок

Наконец, последнее, на что вы непременно обратите внимание во время посещения детского сада, это то, как долго тянется время. Представьте, как время проходит для ребенка. День на самом деле — это очень долгий срок, даже для счастливого ребенка, когда ему всего два года. День и дома может казаться долгим, но он наполнен общением с родителями, прогулками, встречами с друзьями, походами по магазинам — все это может обогатить время впечатлениями и сделать его интересным. В жизни ребенка гораздо больше разнообразия вне стен яслей, чем за их забором.

* * *

В последующих главах вы найдете, что все эти проблемы, наблюдаемые вами «со стороны», исследователями определяются как факторы, говорящие не в пользу яслей как места для пребывания детей в возрасте до трех лет. Вы также увидите, как сложно собрать детей этого возраста в группы,а для детей старше трех лет это становится очень полезным, в умеренной степени помогает родителям готовить детей к школе. Однако вам следует прежде всего доверять своим впечатлениям, так как в конечном счете вам самим придется решать, подтверждают или опровергают исследования ваши собственные выводы.

Что думают сами воспитатели о яслях

Средства массовой информации любят рассказывать всякие ужасы про ясли и нянь и воспитателей, выходящих из себя. Все это внушает жуткий страх родителям. Один из способов получить всеобъемлющую картину состояния дел в яслях — послушать людей, которые работают в детских учреждениях, узнать, что они сами думают на эту тему.
В 2004 году журналисты ВВС сняли документальный фильм под названием «Тайны яслей». Родители по всей стране в смятении наблюдали снятые скрытой камерой примеры отвратительного отношения к детям со стороны воспитателей и жуткие условия, в которых содержатся дети в яслях. В газеты отовсюду посыпались письма, включая и это от Фионы Стил, руководителя одних из яслей в Лондоне (2).
«Я проработала в очень многих яслях долгие годы, чтобы меня можно было удивить небрежностью, некомпетентностью и периодической жестокостью воспитателей, показанными в передаче. Но и я испытывала сильную злобу».
«Родители отправляют детей в ясли по разным причинам. Возможно, кто-то воспитывает ребенка один и не может позволить себе не работать. Другие находят воспитание детей скучным занятием, или им трудно найти общий язык с детьми; возможно, их убедили в выгодах общественного развития детей (интересно, когда эта хитрость стала приниматься всеми как разумный довод?); или просто потому, что они не хотят терять собственное место на служебной лестнице. Какой бы ни была причина, а ясли существуют».
«Я ухаживала за многими детьми в возрасте от трех месяцев. За работу с неполной занятостью платят немного, поэтому многие дети находились с нами с 8 утра до 6 вечера пять дней в неделю и росли рядом со мной и моими коллегами.
Трудно представить себе, что какой-то малыш не получал немедленного утешения или того, что ему было необходимо в данный момент (как печально было продемонстрировано в документальном фильме). Но я знаю, что во многих яслях сотрудники не связаны эмоционально с детьми, сохраняется только профессиональный контакт. Я знаю одного руководителя, которая наставляла сотрудников, чтобы те не обнимали плачущих детей, потому что от этого „они становятся слабовольными"».
«Ясли стали делом большого бизнеса. Большие корпоративные структуры взяли дело в свои руки. Определенное число яслей находится под управлением отдельных главных офисов, где квалифицированным и ориентированным на зарплату сотрудникам разрешается немного в деле управления яслями».
«Один из директоров такой цепи обнародовал свое стремление создать крепкий бренд, чтобы вы, войдя в одно из детских учреждений, сразу поняли, что оно принадлежит ему. Все было бы одинаковым: один декор, одна униформа у работников, для всех детей стандартные игрушки. Но как это все связано с заботой о детях? Это недостойная практика, и все же инициатива была прекрасно вознаграждена. Владельцы яслей, инспекторы и родители купились на внешний вид, а суть хорошего ухода за детьми просто не была принята во внимание».
«Самое печальное в моей практике то, что ни разу - ни в колледже, ни на курсах повышения квалификации - никто не сказал о первостепенной важности эмоциональной безопасности и радости в развитии маленького ребенка. Многие сотрудники (и родители) недостаточно проинформированы, чтобы понять: большинство требований, которые мы предъявляем маленьким детям, недопустимы».
Может, это еще один взгляд меньшинства? Кажется, нет — подобные комментарии мы получили от самой Розмари Мерфи, главы Национальной ассоциации дневных детских учреждений, представляющей три тысячи частных яслей. Вот что она сказала для газеты «Guardian»:
«Меня беспокоит то, что Британия случайно обратила внимание на то, нак нужно заботиться о детях, без необходимых предварительных общественных дебатов. Их катастрофически не хватает. Нам необходимо очень внимательно рассмотреть этот вопрос по двум причинам: во-первых, жизненно важно, чтобы дети получали правильное развитие; во-вторых, нам следует подумать о том, каким должен быть уход за детьми - правильно ли мы, вообще, развиваем эту систему» (3).
Эти откровенные комментарии, сделанные представителем индустрии ухода за детьми, должны вызвать серьезную обеспокоенность.

В двух словах
• Ваши чувства подскажут вам, что дневные ясли — трудное и далеко не идеальное место для ребенка младше трех лет. Здесь шумно, и дети находятся в стрессовой ситуации. Воспитатели слишком заняты, чтобы уделить ребенку столько времени, сколько ему требуется. Одни слишком утомлены, другие недостаточно квалифицированы, и даже те, что очень хороши, не могут предоставить ребенку того, что дает родитель. В яслях нет тишины и невозможно уединиться, а ежедневная активность — процесс чисто механический. Здесь нет того внимания и сочувствия, которые необходимы малышу для здорового роста и интеллектуального развития.
• Один из директоров яслей заявляет, что такая ситуация сложилась в яслях по всей Британии.

Глава 4. НЕВОЛЬНИКИ И СЛАЙДЕРЫ
Нет точных фактов о продолжительности пребывания детей в яслях в прошлом. Статистика не отмечала, во сколько начинался день и сколько часов в неделю ребенок до трех лет проводил в воспитательном учреждении. Существовало мнение, что пребывание детей в детском саду в течение всего дня — норма, но фактически никто об этом не знал наверняка.
Наконец, в конце прошлого столетия, некоторые статистические данные были «детализированы», другими словами, исследователи попытались выяснить, скрываются ли под «общими» цифрами различные причины. Было сделано большое открытие: существует два совершенно разных типа родителей, прибегающих к услугам яслей. Это две группы взрослых людей с совершенно разными жизненными ценностями и понятиями (1). Для себя исследователи системы яслей дали название этим двум группам родителей: «невольники» и «слайдеры». Невольники — это родители, которые помещают своих детей в ясли в очень раннем возрасте и на столько часов максимально, на сколько это разрешено. Например, с 7 утра и до 6 вечера, а то и дольше, на всю рабочую неделю. Родители-невольники бывают с собственными детьми только по ночам и в выходные дни. Эту группу стали изучать очень тщательно. Невольники обычно отправляют в сады детей еще до того, как тем исполняется полгода, и водят их туда полный срок, вплоть до момента поступления ребенка в школу. Это означает, что ребенок к пяти годам проводит в Дошкольном учреждении более 12 тысяч часов (что намного больше того времени, которое они проведут в школе в последующие 12 лет; цифра просто ошеломляет). И пусть невольники отрицают это, но выбор, который они делают, в основном декларирует следующее: «Ребенок не занимает первое место в нашей жизни, он за пределами ее центра. Карьера/ заработок/общественная жизнь/образование - определенно решающие факторы наших жизненных усилий». Невольники составляют небольшую группу - менее 5 % родителей. Это маленькое процентное число, но по количеству детей цифра получается внушительная - 100 тысяч по всей Великобритании из 2 миллионов детей в возрасте до трех лет. Число таких родителей растет, главным образом, среди городских специалистов. Это образ жизни, который представлен журналами и корпоративной пропагандой как идеальный и желаемый, заставляет людей принимать его как норму.
Напротив, слайдеры — это родители, которые не отправляют детей в ясли раньше двух лет, а когда те станут старше. Они обычно оставляют детей в яслях не на весь день. Это близко к тому, что рекомендовала бы теория детского развития. (В приложении на с. 142 вы найдете более детальные советы о том, что необходимо, когда на первое место выдвигаются интересы ребенка.) Родители-слайдеры пользуются услугами яслей очень осторожно. Иногда с неохотой, но они вынуждены делать это, чтобы быть финансово независимыми, что невозможно без хорошего заработка. Они принимают во внимание интересы ребенка и пытаются установить семей-но-дружеское равновесие. К счастью, слайдеры составляют более многочисленную группу — они в 8 раз по числу превосходят группу невольников.
Естественно, иногда родителям приходится действовать быстрее, чем хотелось бы. Часто это вызвано экономическим давлением, а также одиночеством, с которым сталкиваются матери, проживая за городом или в многоквартирных домах, где нет возможностей для участия в активной жизни. А так как предполагается, что отец постоянно работает, трудности — и радости — родительских обязанностей целиком ложатся на мать. Но заметна позитивная тенденция, когда все большее число супругов по очереди меняются ролями, беря отпуск на год. Так что их дети растут под присмотром любящего родителя, который заботится о них, по крайней мере два первых года жизни. Такие неполовые соглашения, кажется, работают очень хорошо. Но, опять-таки, здесь требуется лояльность работодателей, а также желание отцов сломать старые стереотипы.
Кроме невольников и слайдеров существует еще одна большая группа родителей (около 60 %), чьи дети никогда не оказываются внутри яслей, кочуя из родительского дома, где за ними ухаживают бабушки и дедушки, к родственникам, друзьям и няням, присматривающим за детьми у себя дома, вплоть до поступления в дошкольные подготовительные учреждения или до самой школы. Интересно сравнить страны с этой точки зрения. В Германии и Италии количество детей, получающих домашнее воспитание, составляет 90 %, в Швеции - около 50 %, а в США - всего 35 %. Расхождения между странами указывают на различные ценности их культур. Но, даже не принимая во внимание эти различия, видно, что в каждой развитой стране значительное число родителей — обычно это матери, но бывает, что и отцы, — ставят свои «рабочие» обязанности на второе место, откладывают достижение карьерных целей и направляют всю свою энергию на дом и семью, по крайней мере на короткий срок дошкольной жизни их ребенка. И не поступают иначе. В интервью такие родители неизменно заявляют, что им хотелось бы, чтобы их роль оценивалась выше. Они хотят со временем вернуться на работу, но при условии более гибкого рабочего графика и помощи в повышении квалификации. Они также настойчиво говорят о необходимости оплачиваемого отпуска по уходу за детьми, чтобы ценная услуга, которую они оказывают обществу, выполняя родительский долг, была в большей степени вознаграждена им.
Очевидно, что времена изменились. Многие из нас в шестидесятых и семидесятых годах боролись за право женщин следовать карьере, и борьба все еще продолжается. Но сейчас также не исключается борьба за право родителей не платить воспитателям детских учреждений, если они того не хотят. И это определенно будет требование будущих поколений. У нас есть право быть родителями, а у детей — право получать любовь, не ограниченную временем.

Как влияет на здоровье детей отсутствие близости с родителями

Имеет ли в самом деле значение близость ребенка с родителями? Мы обычно принимаем как должное, что узы родитель — ребенок являются основополагающими для счастливого начала жизни детей. А с какой стати все именно так и должно быть? Почему не воспитывать детей при помощи платных услуг воспитателей? Не является ли наше пристрастие к идее семьи простым пережитком прошлого?
Исследования, давшие удивительный результат, проводились 35 лет назад. Изучение взрослых молодых людей началось в пятидесятых годах, наблюдение велось за ними вплоть до позднего среднего возраста. В самом начале исследования они прошли медицинский осмотр и были детально опрошены; их спрашивали в том числе о том, насколько близкими, по ощущениям, были их отношения с матерью и отцом (2).
Когда к исследованию вернулись через 35 лет, были проанализированы медицинские записи и проведены детальные осмотры и интервью. Факты поражали: 91 % тех, кто (по их собственной оценке) не имел близких отношений с матерями, в среднем возрасте серьезно болели. Это в два раза больше количества больных среди тех людей, которые находили теплыми свои отношения с матерями. Близость с отцом или отсутствие таковой не показали больших различий в здоровье опрошенных.
Серьезными считались заболевания сердца, рак, язва, алкоголизм, гипертония и хроническая астма. Состояние здоровья было особенно удручающим у тех, кто считал, что ни один из родителей не заботился о нем в детстве, — 87 % процентов из них были серьезно больны в среднем возрасте по сравнению с 25 % тех, кому оба родителя дарили тепло. Результаты исследований иммунной системы говорят, что любовь бережет ваше здоровье. А любовь, полученная в детстве, кажется, помогает сохранить здоровье на протяжении всей жизни.
Когда дело доходит до оценки размеров счастья (качество, которое очень сложно измерить), мы всегда можем полагаться на этот определяющий фактор — здоровье и смертность. Короче, тепло и одного родителя имеет значение, и оно сохраняется надолго, после того как вы станете взрослыми.
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна