Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Страхи и фантазии

Страхи и фантазии
 
Детское фантазирование и детские страхи - явления довольно известные. Не­далеко не все родители знают, что для них есть свои определенные «норматив­ные» периоды, когда и то и другие естественно, характерно для ребенка опреде­ленного возраста. Что касается фантазий, то ребенок, взрослея и познавая мир, постепенно переходит к отражению трудностей и реальностей окружения, пере­стает верить в свое всемогущество и учится ориентироваться в мире, опираясь на собственные ресурсы, признавая ограничения, которые предлагает жизнь, и справляясь с ними. Но до такого «взрослого» периода надо еще дорасти, а детс­кое фантазирование пускай останется основой и базой для развития творчества.

Страхи ребенка тесно связаны с его фантазиями, В определенные периоды жизни ребенка страхи являются естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Для каждого возраста даже существуют свои «типич­ные» страхи. Но помогать ребенку справляться с ними, конечно, следует, толь­ко не надо самому бояться детских страхов и порождать своими действиями или словами лишние. Итак, страхи и фантазии и как на них реагировать...

Как реагировать на детские фантазии - разуверять ребенка, объяс­няя, что его мир - вымысел, или поддерживать его в этой фантазии?

Мир ребенка невозможно представить без фантазий. Про некото­рых взрослых говорят: «Он настоящий ребенок!» - имея в виду спо­собность фантазировать и мечтать, как это делает ребенок.

Для ребенка 4-6 лет фантазии - это один из способов познания мира. У ребенка есть потребность расширять свою еще далеко не пол­ную картину мира. Но в силу нехватки информации ему приходится домысливать ее, сочинять то, чего он еще не знает. В фантазии ребе­нок имеет возможность путешествовать в разных пластах информа­ции, представляя себе возможный ход событий, Ребенок еще не осо­знает, что он знает, а чего - нет Поэтому взрослым детские фантазии представляются нереалистичными и забавными.

Период детского фантазирования - это явление не только нор­мальное, а даже обязательное. Фантазия может отражать то, чего не хватает ребенку в реальной жизни. Например, малыш из не очень обеспеченной семьи придумывает, что его семья стала богатой. Если ребенку не хватает общения, он может придумать себе друга (вспом­ните всем хорошо известных персонажей Карлсона и Винни-Пуха).
В содержании фантазии необходимо прочесть, чего именно не­достает ребенку, дефицит чего он восполняет в фантазии, какая его потребность не находит достаточного удовлетворения в реальности. Например, ребенок может «напридумывать» про работу папы. Мож­но предположить, что, во-первых, у него есть потребность в обще­нии с сильным, умным отцом и ему не хватает отцовского внимания, а во-вторых, видимо, про его работу ребенок практически ничего не знает и таким образом восполняет недостаток информации. Бывает так, что в фантазии отражается противоречие, конфликт, который гложет ребенка. Например, достаточно часто встречающаяся фанта­зия детей в ответ на строгость родителей состоит в том, что это роди­тели чужие, не их собственные. Есть потребность иметь добрую лю­бящую маму, а мама ругает, наказывает, - значит, это не моя мама, чужая, Важно анализировать содержание фантазии: почему именно сейчас и именно такая фантазия пришла в голову ребенку, что он та­ким образом пытается определить для себя.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте фантазии - явление абсолютно нормальное, то уход в фантазии подростка застав­ляет насторожиться. Маленькие дети еще не всегда могут обозначить, в чем они нуждаются, не осознают неполноту своих знаний. Но в под­ростковом возрасте ребенок уже ясно понимает, когда он уходит в сказ­ку, придумывает то, чего не существует. Например, девочка-подросток может нафантазировать, что у нее много друзей и что на нее обращают внимание все мальчики класса, хотя в действительности она вообще ни с кем не общается и испытывает чувство одиночества и отвержен­ности. Фантазии подростка всегда касаются реальных вещей, которые в воображении могут быть представлены в гипертрофированной фор­ме, Таким способом подросток уходит от решения важных проблем в нереальный, воображаемый мир, где с проблемой справиться легче. Поэтому если взрослый заметил, что подросток явно фантазирует, при­думывает несуществующие события, значит, речь идет о болезненном вопросе, с которым ему не под силу справиться в реальности. Здесь стоит работать с причиной - учиться в реальной жизни преодолевать те сложности, с которыми пришлось столкнуться.

Девочка 5 лет придумала себе друга - эльфа, с ним делится секре­тами, тайнами. Иногда разговаривает с ним вслух, пытается показать его маме. Говорит, что эльф от нее прячется, потому что та взрослая. Как на это реагировать?

В первую очередь необходимо отметить, что такой друг для до­школьника - это большой помощник. К пяти годам у ребенка уже формируется свой взгляд на природу некоторых взаимоотношений, в особенности в отношениях с родителями. Когда родители ругают ребенка или просто проявляют неудовольствие его действиями, ма­лыш в этот момент воспринимает маму иди папу как «плохих». По­скольку образ родителей у ребенка почти всегда позитивен, происхо­дит конфликт между двумя представлениями: с одной стороны, мама добрая, заботливая и любимая, а с другой стороны, она ругается, мо­жет быть требовательной и, что особенно важно, оценивающей. У ма­лышей еще с трудом уживаются эти полярные представления о роди­телях. И вот, чтобы выплескивать те негативные, то есть запретные эмоции, которые нельзя выплескивать на родителей, они благодаря своей фантазии придумывают вымышленных героев или одушевля­ют любимые игрушки.

Постепенно, по мере того как ребенок приобретает все больший опыт совладания со своими эмоциями и лучше начинает осознавать, что один и тот же человек может находиться в разных состояниях, и это вовсе не означает нелюбовь, у малыша пропадает необходимость использовать фантазийного персонажа для снятия эмоциональных противоречий.

Конечно, родителям не следует доказывать ребенку, что «нет ни­каких эльфов», или пытаться «увидеть» маленького друга. Мама мо­жет поинтересоваться у ребенка: «А о чем вы с ним разговариваете?» или «Что ему нравится или не нравится?» Через такой опосредован­ный разговор родители могут почерпнуть много новой информации о том, чем живет их малыш, что его волнует, что его обижает и радует.

Расскажите, пожалуйста, о детских страхах. Читала, что это чуть ли не нормальное явление в развитии ребенка. Так ли это?

Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, уровня психического развития, но они могут наблюдаться и при некоторых заболеваниях, например неврозах.

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последую­щие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны де­вочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы. У большинства ново­рожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при вне­запном приближении большого предмета или при громких звуках. Младенец при этом проявляет общее беспокойство, напрягается, вскидывает ручки. Однако такая реакция быстро угасает.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери - и это указывает на наличие чувства привязанности, единения с нею. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства - осознанная реакция, прообраз чув­ства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоциональ­но значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокой­ства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрос­лыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле это страх перед незнакомым, новым и неожидан­ным воздействием или всем тем, что отличается от привычного об­раза матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пуга­ющих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ре­бенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственни­кам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без осо­бой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при общей ослабленности ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены бес­покойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, нахождении на высоте и пребывании в одиночестве.

На третьем году появляется страх перед наказанием, который от­ражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков.

В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом.

Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка.

Малышу должна быть предоставлена возможность выражения сво­их переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей - своевременно помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится ска­зочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий - воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страхи встречаются у детей, чьи родители из­лишне беспокойны и в то же время принципиальны.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обуслов­ленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Он обычно выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения, стихии, огня и пожара. Подобные страхи встречаются почти у каждого вто­рого ребенка.

Старшие дошкольники чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Детские страхи чаще встречаются при заболевании одного из взрослых в семье, постоянных разговорах на эту тему, а также в случаях, если ребенок перенес хирургическую операцию.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смяг­чаются, но появляются новые - боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смут­но осознаваемыми возрастными переменами.

Слышала, что у всех детей существуют периоды, когда они боятся чего-то определенного. Как реагировать на детские страхи? Нужна ли в этой ситуации помощь специалиста?

Действительно, все дети в разные периоды своего развития пере­живают так называемые «возрастные» страхи. В такой момент ре­бенок, конечно, нуждается в поддержке и помощи самых близких людей - родных. Не стоит паниковать и излишне тревожиться за пси­хическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить не­легкий момент его развития. А преодоленный страх - залог будущей веры в свои силы и возможности. В приведенной ниже таблице опи­саны типичные страхи дошкольников и приводятся рекомендации о желаемом в такой ситуации поведении взрослых.

 
Возраст

Страхи

Что делать

Первые дни

после

рождения

Боязнь внезапного шума

Успокоить малыша, не оставлять его одного. Исключить внезапные резкие звуки

Первые меся -

цы жизни

боязнь быстрых перемеще­ний в пространстве

возникает в тех случаях, когда родители резко кружат или катают на качелях. Ребенку в этом возрасте особенно нужно твердая опора: кроватка, коляска, объятия родителей

6-8 месяцев

Страх разлуки, боязнь чужих

 

Игра в прятки, когда мама прячется за креслом или диваном, о потом обязательно появляется, поможет малышу справиться с его опасениями «потерять» маму. Для того чтобы снизить боязнь чужих людей, лучше не оставлять ребенка с незнакомыми ему людьми, а если к вам пришли гости, побудьте вместе с малышом

Первый год жизни

Страхи, связанные с опытом взаимодействия с различны­ми объектами окружающей среды (лестницы, животные, всевозможные препятствия)

Особое внимание родители должны уделять по­ведению на дороге и в других опасных ситуаци­ях. Ребенок л это время усваивает новый опыт, который необходим ему, чтобы справляться со сложными и опасными ситуациями в будущем

2-3 года

 

Страх приучения к горшку

В это время ребенок считает, что моча и кал, с которыми он расстается, - неотъемлемая часть его самого, и то, что эти части исчезают в уни­тазе, может являться для него сильным пережи­ванием. Чтобы переживания не становились негативными, не следует сразу выливать содер­жимое горшка в канализацию, лучше сделать это немного позднее. Можно также поддержи­вать игры ребенка с любимыми игрушками, ко­торые «ходят на горшок». Это позволит малышу «проиграть» ситуации с горшком и избавит его от ненужных опасений

 

 

Боязнь купания

Ребенок боится не воды, о ее свойств: текуче­сти, температуры и т. д. Для того чтобы ребенок справился с неприятными переживаниями по отношению к воде, необходимо во время купа­ния брать с собой любимые игрушки, играть с ними в воде - обязательно при активном учас­ти и родителей. Если ребенок не проявляет осо­бых симпатий к воде, его не нужно насильно «учить плавать» и т. д. Важно следовать за ре­бенком, он сом подскажет, что для него сейчас актуально, готов ли он освоить новый навык

3-4 года

Боязнь клоунов и масок

-

В этом возрасте активно формируется фанта­зия, и ребенок, видя совершенно фантастиче­ского персонажа с утрированными частями тела и выражением лица, может сильно пере­пугаться. Для того чтобы такой страх не появил­ся, важна водить малыша на различные пред­ставления и театрализованные мероприятия, где он увидит самых невероятных героев. Помимо этого, когда родители или кто-то из знакомых, устраивая детский праздник, наде­вают костюмы и маски, ребенок по окончании представления должен убедиться, что под мас­кой не скрывается чудище, что это всего лишь переодетый папа или соседка по площадке

3-5 пет

Страшные сны

Единожды увидев страшный сон, малыш может в дальнейшем активно придумывать различные предлоги для того, чтобы вообще не ложиться спать или хотя бы оттянуть этот момент как мож­но дальше, Он может просить попить, в туалет или чтобы с ним еще немного посидели или прочитали «последнюю сказочку».,. Чтобы не снились страшные сны, предложите ребенку «заказать» хороший сон. А заказ в виде рисун­ка или записки положить под подушку. Также перед сном можно почитать ребенку какие-нибудь добрые сказки, а у изголовья посадить любимого «отважного» медвежонка, который будет «охранять» сон

3-5 пет

Страх перед грозой

Громкие раскаты грома и яркие молнии зачастую пугают и взрослых, а для малыша они просто катастрофически лугающи! в этом случае необходима успокоить ребенка, побыть с ним, переключить его внимание на что-то приятное. Если гроза случилась ночью, можно разрешить ребенку спать с родителями или просто побыть с ним, пока он не заснет

 

 

Страх перед чудовищами и темнотой

Основная идея такова: важно, чтобы все чуди-ща превратились в неопасных, слабых или хороших. В этом помогут «магические» мечи, снадобья или заклинания, которые делают ребенка неуязвимым- Здорово, если удастся провести параллели с сильными и отважными героями, побеждающими всякую нечисть. Ма­лыш должен поверить в свою силу, храбрость и безопасность- И грушки-помощники тоже могут поддержать ребенка. А поскольку всякие монстры обычно живут только в темноте, под кроватью или в шкафу, можно неплотно закры­вать дверь комнаты или оставлять притушенный свет

3-6 лет

Страх перед детским садом

Этот страх почти всегда связан с конкретной ситуацией дома или в детском саду. Малыш, возможно, не хочет «отпускать» маму, ему может не нравиться строгая воспитательница, может быть, кто-то из ребят дразнит его, или ему не нравятся занятия и шумная обстановка. Разобраться в том, что является причиной страха, можно, поиграв в «ролевые игры», где малыш исполняет роль взрослых, а родители - роли детей. Конечно, необходимо расспросить воспитателя и сомого малыша. Когда причина ясна, ее легче устранить

 

 

Боязнь животных

Чаще всего дети боятся собак. Большую оска­лившуюся собаку действительно испугается кто угодно, да и сами родители часто демонстри­руют опасения, связанные с собаками. Лучший способ избавиться от страха - завести щенка. Но также необходимо рассказывать ребенку о повадках животных, о том, как собаки помога­ют людям и как с ними надо обращаться. И ко­нечно, родителям в первую очередь надо спра­виться со своей неприязнью к животным, если она есть

После 3 пет

Страшные сцены в фильмах

Телевидение изобилует различными пугающи­ми сценами даже в мультфильмах и детских фильмах. Чтобы исключить просмотр таких сцен, родители должны тщательно изучать про­грамму передач и с учетом мнения молыша устраивать совместные просмотры. Если какие-либо эпизоды все равна не удалось исключить, важно обсудить с ребенком поведение героев, отметив, что про исходя щи в в фильме собы­тия - вымышленные. Полезно спросить ребен­ка, что можно сделать для того, чтобы герой

После З лет

Страшные сцены в фильмах

стал добрым или ситуация изменилась в луч­шую сторону. Это позволит ребенку проанали­зировать ситуацию и лучше понять ее

5-6 лег

Страх смерти

В этом возрасте ребенок уже начинает пани-мать разницу между жизнью и смертью. Воз­можно, он уже столкнулся с этим, услышав, как родители обсуждают чье-то несчастье. Он на­чинает опасаться за свою жизнь и жизнь роди­телей, особенно часто это может возникать перед сном, ведь темнота - это для ребенка пустота. Важно рассказывать малышу о том, что люди умирают, когда они состарится, а де­ти вообще очень редка умирают. Информируя малыша, важно соблюдать осторожность, что­бы не напугать его



Что делать, если ребенок в 10 лет боится самостоятельно перехо­дить дорогу, когда рядом есть взрослый - обязательно берется за руку?

Прежде чем помогать ребенку справиться со сложившейся ситуа­цией, стоит разобраться, что служит ее источником.

Очевидно, что, если ребенок чего-то боится, это «что-то* является очень значимым для него. Если во всем остальном ребенок достаточно самостоятелен, подобный страх, скорее всего, связан с какой-то ситу­ацией из его прошлого. Когда-то - возможно, довольно давно - ре­бенок сильно чего-то испугался, и теперь этот испуг перерос в устой­чивый страх. В этом случае необходима помощь специалиста, который поможет разрешить ситуацию, «запустившую» формирование страха.

Если поведение, требующее поддержки и опоры, наблюдается и в других ситуациях, то, скорее всего, это связано с недостаточной само­стоятельностью ребенка, желанием чувствовать поддержку взрослых, передавать им часть своей ответственности. Если вы наблюдаете чер­ты несамостоятельности у своего ребенка - начинайте предприни­мать действия, которые помогут ребенку поверить в свои силы, стать более самостоятельным. Попробуйте давать ему небольшие, посиль­ные задания, например выносить ведро или вытирать стол после еды. Помимо этого важно, чтобы родители не бросались «по первому зову» на помощь ребенку, когда он встречается со сложностями в выпол­нении поставленной задачи. Именно преодоление препятствий и выполнение обычных, привычных дел дает ребенку уверенность в соб­ственных силах. А в тех случаях, когда ребенок сталкивается с дей­ствительно сложной задачей, важно, чтобы участие родителей было пропорционально его собственным усилиям, иначе ребенок с радос­тью передаст всю ответственность родителям, и уже они все сделают за него сами.

Страх в данном случае является своеобразным орудием манипу­ляции: «Если мне страшно, то мне нужна помощь, а помощь всегда оказывают родители, следовательно, бояться выгодно, так как тогда мне обязательно помогут». Примерно так, на неосознанном уровне, работает механизм некоторых страхов.

Ребенок в детском саду отказывается выполнять любые задания вос­питательницы, говорит, что не получится. Как на это реагировать и как поступить?

Для старших дошкольников уже важно быть успешным в своей деятельности. С младшими детьми дело обстоит по-другому. Когда у малыша нет уверенности в успехе, в том, что «я смогу это сделать», самым простым выходом для него становится отказ от выполнения задания. В большинстве случаев подобные отказы связаны с тем, что родители чрезмерно помогают ребенку - например, что-то дорисо­вывают за него или всегда подсаживают на высокий стул, хотя ребе­нок, конечно, не без усилий, мог бы сам справиться с этим. Для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным, браться за пред­лагаемые задания и выполнять их, родители должны ставить перед малышом небольшие посильные задачи, которые он точно может выполнить. Важно, чтобы у него появился опыт самостоятельного достижения положительного результата. Можно начать с помощи по дому, где всегда можно найти ребенку какое-то «дело»,

Постепенно малыш войдет во вкус побед, и проблемы в детском саду отпадут сами собой. Конечно, следует каждый раз предлагать все более сложные задачи. А чтобы малыш убедился в том, что задания воспитателя не так и сложны, родители могут предложить ребенку решить их дома, в игровой форме: взрослые в роли воспитателей, а малыш - лучший в группе ребенок.

Иногда причина совсем другая. Малышу может не нравиться слиш­ком строгая воспитательница, шумная обстановка или сами занятия. Разобраться в том, что является причиной, можно, расспросив воспи­тателя и самого малыша. Когда причина ясна, ее легче устранить.

Как преодолеть страх перед школой у ребенка 7 лет?

Страх перед школой - достаточно частое явление у ребят, которые еще только готовятся стать учениками. Как правило, это связано с тем, что школа для большинства детей представляется чем-то особенным, непонятным и сложным. Как же помочь будущему первокласснику?

Стоит готовить ребенка к новому этапу его развития. В первую оче­редь необходимо рассказывать малышу о том, что ребята делают в школе, чем занимаются. Чем больше информации о «страшном», тем менее страшным оно становится. Ребенку нет необходимости фантазировать о том, что же такое школа, - родители сами рассказывают ему об этом,

Наряду с получением информации о том, что такое школа, школь­ник, учитель, для ребенка очень важен практический опыт в выпол­нении заданий, похожих на школьные. Родители могут предлагать малышу решать какие-либо задачки, учить его читать и писать дома. Можно и нужно играть с ребенком в школу, меняясь ролями и проиг­рывая ситуации уроков, ответов у доски, даже перемен.

Родители могут создать своеобразное рабочее место -домашнюю «парту», определить конкретное время, когда они будут заниматься с ребенком. Школьная жизнь отличается большей упорядоченностью, регламентированностью поведения. И дома, приближая обстановку к школьной, важно выдерживать нормы и правила официального учреждения. Только учитывайте при этом возраст малыша, помните о его ресурсах и все занятия проводите в игровой форме.

И наконец, очень важным условием является готовность родите­лей обсуждать с малышом его страхи. Такие беседы позволят понять, что же кроется в основе страха или тревоги: возможно, это просто фантазии ребенка, а возможно, способ привлечь внимание к себе и получить дополнительную поддержку родителей.

В том случае, если ребенок уже пошел в первый класс, страхи пе­ред школой могут быть вызваны другими причинами. Это могут быть строгая учительница, слишком активные одноклассники, сложности с усвоением школьной программы. В первую очередь стоит понять причины страха, а затем уже, в зависимости от ситуации, принимать меры. Если учитель слишком строг, можно поговорить с ним, обсу­дить особенности вашего ребенка. Если же педагог не готов идти на контакт, есть смысл подумать о переходе в другой класс или другую школу. Несложившиеся отношения с учителем в начальной школе могут послужить причиной множества сложностей в будущем. Ведь учитель становится для ребенка следующей по значимости фигурой после родителей. И если он не принимает ребенка, не ценит его успехов, слишком часто наказывает, это может привести к занижен­ной самооценке, снижению мотивации к обучению в дальнейшем.

Если страхи перед школой обусловлены сложностями в отноше­ниях с одноклассниками, ребенку надо учиться дружить, отстаивать свое мнение. Стоит поговорить с ним об этом, вместе поискать выхо­ды из сложившейся ситуации. Только не стоит активно самому нала­живать контакты ребенка с одноклассниками, регулировать конфлик­ты, «организовывать» дружбу.

Возможно, страх перед школой связан со слишком большой на­грузкой для ребенка, с которой он не справляется, и потому чувству­ет себя неуспешным и боится такой ситуации. Тогда стоит помочь ему, развивая его внимание, память, мышление, или принять реше­ние о снижении нагрузок.

Можно ли ребенку 5 лет говорить, что, если он будет себя плохо ве­сти, придет серый волк и заберет его?

Наверняка все взрослые помнят, что в детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой, если они будут плохо себя вести, или грозили поставить в угол. Все подобные угрозы вос­принимаются, например, подростками как пустые слова, они не при­нимают их всерьез. Совсем иначе к ним относятся дошколята, особен­но если такие угрозы исходят от самых близких людей - родителей.

Малыши на самом деле верят подобным угрозам, и для многих они приобретают большую реалистичность, усиливаются благодаря яр­кой фантазии и в конце концов трансформируются в страх.

Родители - это самые дорогие и близкие люди, именно от них ребенок всегда ждет поддержки и участия, на их защиту рассчитывает в угрожающих и сложных ситуациях. Если самые близкие люди пуга­ют ребенка, а угроза с волком в первую очередь пугает, то у малыша возникает очень сложная ситуация: с одной стороны, он любит ро­дителей и доверяет им, а с другой стороны, они в данном случае ста­новятся «злыми*, пугающими, им сложно доверять.

В словах «придет серый волк и заберет» скрывается ложь - мы же прекрасно знаем, что никакой волк не появится и тем более не ута­щит в лес. У ребенка может возникнуть желание проверить, а появится ли волк? И когда никакого волка они не увидят, то у них по поводу этой ситуации сразу возникнет несколько новых идей. Мысль пер­вая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу проказни­чать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, и вдруг меня пугает.

Все эти мысли и идеи никаким образом не способствуют уста­новлению доверительных и теплых отношений в семье, могут спро­воцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Получается, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна