Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Учеба и успехи

Учеба и успехи
 
Вопросы успехов в учебе и достижений в других областях - спорте, творче­стве, изобретательстве - одни из самых волнующих для родителей. И это по­нятно, ведь каждому хочется испытывать гордость за своего ребенка. Да и для ребенка это важно: опыт побед и достижений благоприятно сказывается на его самооценке, планке дальнейших достижений, положительно сказывается на желании заниматься чем-либо. Но рядом с победами бывают поражения, успе­хи могут чередоваться с неудачами, а иногда последних бывает значительно боль­ше. Как помочь ребенку, как справиться с собственными переживаниями по поводу плохой учебы или отсутствия явных талантов? А еще важнее растить ре­бенка так, чтобы побед и успехов все же было больше.

Проблемой становится ситуация, когда успехи и неудачи ребенка перено­сятся родителем на себя, воспринимаются им как собственные. Тогда наши эмо­ции становятся сильнее, мы оказываемся неспособными разумно воспринимать ситуацию. А значит, лишаем себя возможности помочь ребенку найти выход. Чтобы помочь самому себе, стоит каждый раз задавать себе простой вопрос и честно отвечать на него: «Что, собственно, произошло? Мой ребенок стал луч­ше или хуже от того, что не справился с контрольной или не победил на сорев­нованиях? Это имеет решающее значение для его или моей жизни? Или просто мне неловко, стыдно, что он не оправдал моих надежд? Он просто продолжение меня, а мне важно всегда и везде быть успешным?..»

Помните, что именно вы способны оказать поддержку ребенку в тех случа­ях, когда ему что-то не удается, именно от вас он ждет помощи и совета, и не тратьте время и силы на эмоциональные переживания, а вместе ищите выход и решение ситуации.

Иногда стоит подумать о способности ребенка решать те задачи, которые мы перед ним ставим. Точно оценить «высоту планки*, которую мы задаем, - тонкая и серьезная задача. Опасно ставить перед ребенком непосильные зада­чи - слишком сложная школа, обязательные победы или отличная учеба. Тем самым мы создаем для ребенка условия постоянного неуспеха, а значит, сниже­ния самооценки, утраты веры в свои силы, Вторая крайность также неполезна: если все дается слишком легко, не вырабатывается способность преодолевать себя, формируется заниженный уровень притязаний.

И еще об одной распространенной ситуации, связанной с успехами в учебе, спорте, творческих занятиях. Наиболее частым поводом обращения родителей младших подростков за консультацией к психологу становится проблема «ис­чезновения» интереса ребенка к учебе или другим занятиям. Обычно это про­исходит в возрасте 10-12 лет, иногда раньше или позже. На психологическом языке такая ситуация называется снижением или исчезновением мотивации. Причина чаше всего кроется в том, что ребенок, не достигая быстрого и легкого

успеха в той или иной деятельности, предпочитает просто отказаться от нее, объясняя свое нежелание отсутствием интереса. На самом же деле, чаще всего причиной становится именно страх оказаться неуспешным и нанести тем са­мым удар по своей самооценке. А если просто отказаться от активности, то и неудачи не произойдет. Надо сказать честно: восстановить утраченную мотива­цию, вернуть интерес и желание заниматься чем-либо - очень сложная задача. И путь здесь один - терпеливо и настойчиво искать области, где ребенок мо­жет быть успешен, поощрять любое достижение, пусть самое незначительное. Увидев, что справиться с ситуацией можно, получив конкретный результат, ре­бенок получит позитивное подкрепление своим усилиям и в следующий раз бу­дет готов прилагать их. В самом лучшем случае достижения и успехи могут воз­родить интерес и к самой деятельности. Но родителям стоит набраться терпения и не ждать быстрого результата, путь этот не короткий и не легкий.

Ребенку 5 лет. Как сделать, чтобы он хорошо учился в школе?

Замечательно, когда родители заранее готовятся к поступлению в школу. Уже в 5 лет вы можете заложить основу успешного обучения вашего ребенка в дальнейшем. Готовя сына или дочь к школе, следу­ет обратить внимание на следующие моменты.

•      Занятия по развитию навыков чтения, письма счета лучше на­чинать еще до школы, это позволит ребенку прийти в школу уже подготовленным. В первом классе это облегчит ему усвоение программы, он будет чувствовать себя более успешным, что со-здаст благоприятный эмоциональный настрой и поможет адап­тироваться к новым условиям. Но важно, чтобы ребенок не был перегружен, - занятия с дошкольником должны проводиться в игровой форме.

•      Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается с другими детьми, достаточно ли у него контактов, может ли он без стес­нения выступить перед другими, умеет ли решать конфликтные ситуации со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Дети, не имеющие достаточного опыта общения до школы, при по­ступлении в первый класс могут испытывать трудности в нала­живании отношений с одноклассниками, что непременно ска­жется и на учебе.

•      К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сфор­мировано точное представление о том, что ему предстоит. Ори­ентируйте ребенка на то, что школа - это новый, интересный, увлекательный и важный этап в его жизни. Вместе поиграйте в школу, посмотрите детские фильмы про школьников, почитай­те и обсудите рассказы о школьной жизни. Чтобы создать пози­тивный настрой перед учебой, вместе с ребенком выберите кра­сивые школьные принадлежности.

93

   

•     He забудьте о том, что будущему первокласснику важно иметь и навыки регуляции своего поведения - умения выполнять ин­струкции, работать в группе, чередовать отдых с делом. Если ребенок недостаточно самостоятелен, привык к безграничному вниманию только к нему одному, его тоже ждут серьезные ис­пытания. Обратите внимание на развитие навыков управления поведением еще до школы.

•     Серьезно подойдите к выбору школы, в которую будет ходить ваш ребенок. Заранее познакомьтесь с учителем, узнайте отзы­вы других родителей, чьи дети уже ходят в эту школу.

•     Посоветуйтесь с педагогом и психологом относительно того, школу с какой направленностью лучше выбрать, к чему у ре­бенка есть способности и склонности.

•     Если есть возможность, запишите ребенка на занятия по подго­товке к школе при выбранном вами учебном заведении. Это позволит будущему школьнику освоиться, познакомиться с ре­бятами и учителями. Он будет чувствовать себя намного ком­фортнее, когда пойдет в первый класс. А полученные навыки и знания помогут ему в обучении.

В первое время в школе для ребенка особенно важны ваша под­держка и заинтересованность. Больше хвалите его за успехи и приле­жание, старайтесь по возможности избежать наказаний за неудачи. Лучше подбодрите ребенка, объясните ему сложное задание, помо­гите найти решение проблемы. Не ждите, что ваш первоклассник сразу начнет получать одни пятерки. Самое главное, чтобы он с удо­вольствием ходил в школу и ему нравилась учеба.

Стоит ли ребенку посещать детский сад до школы или можно разви­вать его вне специального учреждения?

Для подавляющего большинства современных детей посещение детского сада - естественная ступенька перед школой. Но малыши по-разному переживают этот этап своего развития. Принимая реше­ние о том, где расти и развиваться ребенку, начиная с трех лет и до похода в школу, родителям стоит иметь в виду следующие моменты.

•     Посещение ребенком детского сада не только освобождает вре­мя родителей, оно важно и для гармоничного, естественного развития самого ребенка. В детском саду он получает возмож­ность развиваться на новом уровне, в контакте со специалиста­ми и другими детьми, что не всегда возможно дома.

•     В детском саду обучение и развитие ребенка проходит более орга­низованно и целенаправленно, чем в домашних условиях.

•  Ребенок привыкает к своим новым ролям, учится устанавливать
более «официальные» отношения со взрослыми - это важно для
его последующей адаптации к еще более сложным школьным
условиям. Многие матери отмечают, что, занимаясь с ними, ребенок хуже усваивает учебные навыки - чтение, письмо, счет,

        больше отвлекается, капризничает. Это естественно: ребенок просто не воспринимает маму как педагога, она ближе, безо­паснее, эмоциональнее. Почему же не оставить себе эту прият­ную роль, а задачи обучения не доверить профессионалам?

•      В детском саду ребенок обычно легче усваивает правила и нор­мы поведения, привыкает к режиму своего дня, становится бо­лее организованным. Конечно, эти важные качества могут раз­виваться и в домашних условиях, но родителю обычно труднее справиться с этой задачей.

•      И наконец, возможно, самое главное: в детском саду ребенок приобретает важнейшие навыки, связанные с развитием сферы общения, учится устанавливать контакты, отстаивать свои пра­ва, «примеряет» на себя роль друга. Этот опыт чрезвычайно ва­жен, и компенсировать его общением с няней или гувернант­кой крайне трудно.

Вообще развитие эмоционального мира ребенка, его способность регулировать свое состояние, общаться со сверстниками, следовать правилам - чрезвычайно важное дело. Не менее важное, чем приоб­ретение им интеллектуальных и учебных навыков, которые бывает эффективнее развивать индивидуально.

Период адаптации к детскому саду для одних ребят проходит без­болезненно, другим привыкать к новому образу жизни оказывается довольно сложно. Причем эти трудности проявляются не только в поведении ребенка, но и в его физическом состоянии, в участивших­ся болезнях! И это происходит не только потому, что в детском уч­реждении малыши чаще простужаются или подвергаются инфекци­ям. Не стоит забывать и о том, что участившиеся болезни могут иметь психологические причины. И если ребенок заболел через неделю пос­ле перехода к новой жизни, не спешите ставить диагноз - «несадовый». А вот если болезни действительно прекращаются в празднич­ные или выходные дни, если воспитатель говорит, что ваш сын или дочка все время грустит и ни с кем не играет, если ребенок стал бес­покоен и раздражителен, стоит подумать о той степени напряжения, с которой ему приходится справляться, посещая детский сад. Но и здесь могут быть различные варианты решений. Не бывает детского сада «вообще», есть конкретные и очень разные учреждения с различным уровнем комфортности, различным отношением педагогов-воспитателей. И если вы еще не нашли «свой» садик, то стоит поду­мать о смене учреждения или поговорить с воспитателями о слож­ностях детского характера и попытаться вместе преодолеть барьер нежелания принимать более сложную и насыщенную жизнь.

Если все же адаптация к этой новой жизни оказывается чрезмер­но сложным испытанием для всей семьи, болезни, страхи, слезы не прекращаются и привыкания не происходит, стоит оградить ребенка от непосильных для него переживаний и травм. А приняв решение не отдавать ребенка в детский сад, в любом случае обязательно по* старайтесь дать ему возможность приобрести опыт общения, работы в группе, следования инструкциям. Без навыков такого рода ребенку гораздо труднее будет адаптироваться к школьным условиям.

Ребенок пошел в первый класс. Он не хочет писать буквы - готов писать только на компьютере. Как заинтересовать его?

В начальной школе ребенок овладевает тремя основными навы­ками - письмом, счетом и чтением. На них впоследствии будет опи­раться все дальнейшее школьное обучение. Из названных письмо - самый трудный навык. Это достаточно монотонная деятельность, которая требует высокой собранности, внимательности, концентрированности, усидчивости. Он вырабатывается довольно долго, и для ребенка, особенно для первоклассника, это трудоемкая работа. На постановку руки, правописания, каллиграфии уходит примерно от двух до трех лет. Время начальной школы как раз и рассчитано на то, чтобы навык письма выработался и закрепился, поэтому такое при­стальное внимание уделяется тому, как пишет ребенок, как он дер­жит ручку, насколько правильно выводит буквы, какой у него наклон, красив ли и понятен ли его почерк. Учителя больше внимания уделя­ют аккуратности при написании букв, нежели содержанию.

Возможны несколько причин того, почему ребенок не хочет пи­сать письменные буквы, а предпочитает «писать» их на компьютере.

Во-первых, ребенок может не уловить последовательность, алгоритм написания конкретных букв и их соединения, что, соответствен­но, отражается на скорости и качестве его почерка. Сидя за компью­тером, об этом можно даже не вспоминать.

Во-вторых, возможно, что к почерку ребенка предъявляются завышенные требования, которые не соответствуют его реальным воз­можностям на данный момент. Почерк ребенка негативно оценива­ется другими, в особенности значимыми взрослыми: учителем и ро­дителями. При этом взрослые часто заставляют ребенка несколько

раз переписывать одно и то же, желая получить идеальный вариант. У ребенка формируется устойчивое негативное отношение к письму и нежелание писать вообще. В этом случае компьютер - весьма хо­рошая замена, здесь все четко, ясно и понятно для окружающих.

В-третьих, возможная причина - обычная лень. Как уже отмеча­лось выше, для формирования навыка письма необходимы собран­ность, внимательность и усидчивость. Не все получается сразу, хоро­ший результат достигается только благодаря системным тренировкам и многократным повторениям. Это трудно и тяжело дается. А на ком­пьютере все быстро и даже интересно!

В-четвертых, возможно, ребенка просто привлекает компьютер и желание с ним повозиться. Поэтому подобная замена тетради с ка­рандашом на компьютер с мышкой - вариант шантажа со стороны ребенка: «Буду писать только на компьютере... Не дадите - вообще тогда писать не стану!» В этом случае необходимо дать ребенку воз­можность реализовывать свою игровую мотивацию. Купите ему обу­чающие игровые программы для компьютера, их сейчас довольно много. Единственное, что необходимо отметить, - не злоупотребляй­те интересом ребенка, четко проговаривайте, сколько времени он может пользоваться компьютером.

Что же можно порекомендовать родителям для формирования и развития интереса ребенка к написанию письменных букв?

Прежде всего, купите своему ребенку красивые карандаши, руч­ки, маркеры, фломастеры, тетради и прописи. Самое главное, чтобы ребенок выбрал их сам и они ему нравились. Замечали ли вы когда-нибудь, что если видишь красивую ручку, то первое, что приходит в голову, - желание взять ее, посмотреть и попробовать, как она пи­шет. Возможно, и у вашего ребенка возникнет желание держать в ру­ках ручку, а не мышку от компьютера.

Развивайте мелкую моторику От того, насколько развиты тонкие движения пальцев рук, напрямую зависит легкость в усвоении навы­ка письма. Пусть ваш ребенок

•      разминает пальцами тесто, глину, пластилин, лепит пельмени и пироги;

•      конструирует поделки из бумаги (оригами), шьет, вышивает, вяжет;

•      катает по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики, горошины или перебирает крупу;

•      хлопает в ладоши тихо, громко, в разном темпе;

•      нанизывает бусинки, пуговки на нитки, леску;

•      завязывает узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках или занимается макраме;

  

•      заштриховывает, обводит, рисует и раскрашивает карандашом, мелками, красками, ручкой или даже пальцами;

•      вырезает ножницами;

•      делает пальчиковую гимнастику;

•      рисует узоры по клеточкам в тетради.

Если ребенку трудно сориентироваться, как писать ту или иную букву, помогите ему, объясните. В этом случае, чтобы правильно по­мочь ребенку, необходимо проконсультироваться с учителем. Чтобы увлечь ребенка, можно придумать сказку про каждую букву.

Обязательно хвалите вашего школьника за малейшие результаты и успехи, это повысит его самооценку и уверенность в себе,

Помните, что навык письма трудно вырабатывается, но с боль­шой легкостью утрачивается. Даже взрослому человеку после долгой работы на компьютере или отпуска приходится несколько дней при­выкать писать, что уж говорить о ребенке. Поэтому во время каникул или в выходные возьмите за правило уделять правописанию минут 10-15 в день. Это поможет вашему ребенку не забыть то, что он уже знает и умеет.

Взрослым иногда может показаться странным и непонятным, что ребенку трудно рисовать палочки и закорючки в прописи, писать бук­вы. У взрослых навык письма уже сформирован и отточен, поэтому «муки правописания» нам уже не понятны. Родителям можно пред­ложить такое упражнение: возьмите ручку или карандаш не в ту руку, которой вы пишете обычно, а в другую и попробуйте написать пару фраз. Тогда вы лучше поймете вашего ребенка.

Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредо­точиться?

Давайте, прежде всего, не будем в данном случае использовать слова «бороться» или «биться». Мы развиваем умение сосредотачи­ваться, переключать внимание. Для того чтобы эффективно справить­ся с этой задачей, нужно для начала провести диагностику внимания, а именно - определить особенности внимания ребенка и установить, какого рода у него «невнимательность».

Для этого понаблюдайте за ребенком, за тем, как он работает, вы­полняет домашние задания, играет, и ответьте для себя на следую­щие вопросы:

·  Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?

Широкое или узкое у него поле зрения - сколько предметов
сразу он может охватить своим взглядом?

•      Насколько медленно или быстро он входит в работу? Сколько времени нужно ребенку, чтобы начать заниматься делом про­дуктивно?

•      Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь? Быстро ли он устает?

•      Когда он допускает больше ошибок - в начале, в середине или в конце занятия?

•      В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

Ответив на эти вопросы, вы сделаете полдела, потому что пони­мание особенностей внимания ребенка поможет вам снять излиш­нее напряжение - теперь вы будете знать, над чем именно вам пред­стоит работать.

В некоторых случаях особенности внимания ребенка могут быть обусловлены особенностями развития нервной системы. Если ре­бенок гиперактивен или излишне медлителен, причина тому - не недостаточная сформированность навыков сосредоточения или пере­ключения, а особенности протекания процессов возбуждения и тор­можения у вашего ребенка. Очень часто дети в первых классах не мо­гут долго высиживать на уроке, начинают отвлекаться и заниматься своими делами именно потому, что их нервная система еще недоста­точно созрела. В этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять работу, относящуюся к одному и тому же виду деятельнос­ти, попросту вредно для его здоровья. Квалифицированные советы вам может дать невропатолог, у которого желательно пройти консультацию.

Однако кроме физиологических причин невнимательности суще­ствуют причины и психологического характера.

Обратите внимание на те виды деятельности, в которых невнима­тельность проявляется больше. Причина может скрываться в отно­шении ребенка к этому занятию. Возможно, по отношению к дан­ному виду деятельности у него существуют страхи, повышена тревожность. Например, страх математики и боязнь быть в ней неус­пешным может быть причиной того, что ребенок уходит в свои пере­живания и ничего уже вокруг себя не видит. И вашей задачей в дан­ной ситуации будет поменять отношение ребенка к этому предмету.

Вопрос невнимательности может также касаться саморегуляции, Ребенок допускает много ошибок не потому, что он чего-то не увидел, не заметил, а потому, что не может справиться с собой, действует им­пульсивно, торопится. Это означает, что развивать нужно не внимание, а навыки саморегуляции. Вопрос может быть отчасти решен, если пра­вильно организовать режим занятий и отдыха вашего школьника.

Для разного возраста применимы свои методы и способы разви­тия и корректировки внимания. В любом случае развивать внимание желательно, используя интересные для ребенка виды деятельности. Сначала стоит найти занятия, которыми ребенок может заниматься долго и с увлечением и в которых результативность зависит от уме­ния концентрироваться. В этом случае он с охотой и с пользой будет проводить время, параллельно развивая навыки сосредоточения.

Вы можете развивать навыки внимания подспудно в повседнев­ной жизни, обращая внимание ребенка на то, что находится вокруг него, вместе с ним разглядывая различные предметы, интересуясь деталями, фантазируя на эту тему обсуждая. Задачу можно ставить шире - не просто развить навыки сосредоточения, переключения, а научить ребенка интересоваться окружающим миром, чем-то увле­ченно заниматься.

Можно также предлагать ребенку помочь вам. Например, подме­сти пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только на­учите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки само­стоятельности.

Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием по­зволяет ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.

Вы можете предлагать ребенку различные игры, требующие вни­мания. Это могут быть мозаики, пазлы, конструкторы, предполагаю­щие внимание к мелким деталям и увеличенный охват поля зрения. Подходят все занятия, в которых развивается координация руки и глаза. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками. Принципиально важно, чтобы ребенку при этом было интересно. Это связано с тем, что только с появлением положительного опыта упорного целенаправленного сосредоточения у него возникнет желание прилагать свои усилия и сосредотачивать­ся на предметах, которые ему не столь интересны.

И главное, конечно, не забывать хвалить ребенка за любые, пусть и минимальные, успехи и достижения. Ваша похвала будет для него лучшим стимулом!

Как научить ребенка учиться? Мальчик 10 лет - умный, но нет тяги к учебе. Не хватает внимания, быстро переключается, не может сосредо­точиться, ситуация тянется с 1 -го класса.

Сложности со вниманием являются одной из самых распростра­ненных причин неуспеваемости у интеллектуально развитых детей.

Причем чаще такие трудности возникают как раз у мальчиков. Как правило, у человека лучше развито одно из свойств внимания: либо способность к длительной концентрации, либо умение легко пере­ключаться с одного вида деятельности на другой. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и помочь ему определить под­ходящий режим занятий.

Детям с хорошей концентрацией внимания легче выполнять за­дания за один прием. Таких детей не следует отвлекать во время ра­боты. Обычно они лучше учатся в школе и вызывают меньше пре­тензий у педагогов. Ребята с высокой способностью к переключению внимания, напротив, быстро утомляются от однообразной деятель­ности. Таким детям бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном, долго удерживать внимание, они часто отвлекаются на посторонние дела. Обладая хорошим интеллектуальным потенциалом, они часто неуспешны в школе как раз из-за того, что могут что-то прослушать, не записать задание, по причине невнимательности допустить ошибки в работе. К тому же, отвлекаясь во время урока, они могут мешать другим ребятам, вследствие чего получают замечания от учителя и его негативную реакцию. Неуспешность в школе как раз и приводит к тому, что у ребенка пропадает желание добиваться хороших оце­нок, стараться учиться лучше.

Решение проблемы следует начать с того, чтобы помочь ребенку организовать свое время вне школы и облегчить процесс выполне­ния домашних заданий. Дети с высокой переключаемостью внима­ния физически не способны долгое время заниматься монотонной однообразной деятельностью. Поэтому им лучше делать поочередно упражнения по разным предметам, чередуя их с короткими переры­вами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую за­рядку, поиграть.

Сложнее стоит вопрос с поведением в школе, ведь на уроке у ре­бят нет возможности переключаться на другие занятия. Поэтому важ­но вместе с ребенком придумать такие способы, которые позволили бы ему передохнуть во время урока, на минутку переключиться, но при этом не мешать остальным. Некоторым детям легче слушать учи­теля, если они в этот момент рисуют или вертят что-то в руках. Пого­ворите с учителями, узнайте их взгляд на ситуацию, постарайтесь вместе найти компромисс. Во время урока такого ребенка можно на­гружать поручениями: вытереть с доски, сходить за журналом... Как показывает практика, ребята с высокой способностью к переключе­нию при таком темпе работы успевают понять материал не хуже, чем их сверстники.    

Моему сыну 10 лет, он перешел в 5-й класс. Он все делает очень медленно и у него плохая память. Что делать?

Прежде всего следует отметить тот факт, что переход ребенка из начальной школы в среднюю - это для него сложная, даже, можно сказать, стрессовая ситуация. Прежде всего, возрастает учебная на­грузка, так как появляются новые предметы. Если раньше был один учитель, который преподавал большую часть предметов и параллель­но выполнял функции классного руководителя, то теперь каждый педагог ведет свой предмет. Отныне не только ребенку необходимо учитывать мнения и критерии оценки разных преподавателей, но и педагогам также требуется некоторое время, чтобы присмотреться к ученикам, лучше узнать и понять их личностные и интеллектуаль­ные особенности. При этом у детей нередко возникают трудности с успеваемостью, и важно понять, с чем связаны возникающие слож­ности, что происходит с ребенком, чем можно помочь ему в данной ситуации.

Для того чтобы разобраться, как реагировать на медлительность ребенка и как развить его память, необходимо, прежде всего, выя­вить причины этой медлительности и проанализировать индивиду­альные особенности памяти ребенка.

Итак, почему ребенок делает все очень медленно?

Первая причина может быть связана с тем, что ребенок с самого рождения отличался медлительностью, но теперь, при переходе в среднюю школу, эта его особенность стала наиболее заметна. В этом случае медлительность отражает физиологическую особенность нервн­ой системы, которая определяется преобладанием процесса тормо­жения над процессом возбуждения. Это то, что дано ребенку приро­дой и что кардинально изменить невозможно. Особенность нервной системы откладывает отпечаток на все сферы развития, поведения и деятельности ребенка, в том числе и на его память.

В этом случае родителям и учителям, взаимодействующим с ре­бенком и организующим его обучение, можно дать следующие реко­мендации.

 1. Давайте ребенку для работы столько времени, сколько ему необ­ходимо.

Обычно медлительным ребятам необходимо больше времени, что­бы начать что-то делать, собраться с мыслями и ответить на вопрос, вспомнить то, что необходимо, переключиться с одного вида деятель­ности на другой. Период «врабатываемости» или подготовки у них значительно больше. Это абсолютно нормально, так как связано с

  

биохимическими процессами организма. Если постоянно подгонять ребенка и держать его в напряжении, приговаривая, что время вы­шло, что он опаздывает, что нужно делать все быстрее, ваши слова возымеют обратный эффект. Ребенок начнет нервничать и пережи­вать, что не успевает, - и это еще в большей степени будет тормозить его деятельность.

2. Дайте возможность ребенку самому выбирать, чем он будет заниматься и что ему нравится,

Взрослые часто принимают решения за своих детей: когда ребе­нок пойдет гулять, сколько времени ему нужно тратить на домашнее задание, что необходимо сделать и в какой последовательности. Ко­нечно же, они руководствуются лучшими побуждениями, но часто не дают детям проявить самостоятельность, активность и инициати­ву. В подобном случае ребенок привыкает быть ведомым и постоян­но ждет импульса для начала своей деятельности из внешней среды - от родителей, одноклассников, учителей. Ему постоянно требуются напоминания, одергивания, просьбы, все необходимо повторять по нескольку раз, так как слова пропускаются мимо ушей.

Выясните: может быть, вашему ребенку непонятно, что он дол­жен делать и какие у него обязанности. Сделайте ваши пожелания абсолютно ясными для него, четкими и понятными. Можно сесть вместе с ребенком и составить список его дел, расписание на неде­лю. Таким образом, и вы сами, и ребенок будете точно знать, когда какое задание нужно выполнить.

3.  Составьте расписание, план необходимых действий на день,
Для ребят с данными особенностями очень важно иметь четкий

режим дня и расписание. Когда ребенок самостоятельно или вместе с родителями заранее продумывает план и распорядок своего дня, он научается самостоятельно определять, сколько времени ему необхо­димо, чтобы выполнить то или иное задание. Это позволит ему от­слеживать свой темп работы, научит мобилизовываться и быстро включаться в деятельность. Также школьник начнет понимать, что чем быстрее он выполнит требуемое задание, тем больше у него оста­нется свободного времени для отдыха, игр и совместного времяпре­провождения с родителями и друзьями.

Особенно важно соблюдать данное правило при подготовке до­машнего задания. Если, например, необходимо выполнить упражне­ние по русскому языку, прочитать параграф и ответить на вопросы, решить задания по математике, где нужно произвести много действий, то такое большое задание необходимо разбить на шаги. Постепенное, пошаговое выполнение поможет ребенку быстрее сконцентри­роваться на выполнении каждого конкретного «маленького» задания, увидеть свой успех. Полученный результат будет мотивировать ребен­ка к дальнейшим действиям и в конечном итоге поможет ему спра­виться с общим заданием значительно быстрее.
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна