Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Самостоятельность, ответственность, взрослость...

Самостоятельность, ответственность, взрослость...
 
Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, уме­ющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные вы­боры и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности за­кладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. В каждом возрасте у ребенка есть области, с задачами в которых он может справ­ляться сам. Трехлетка может самостоятельно есть и одеваться, пятилетний - убирать за собой игрушки, шестиклассник - помнить, какие уроки заданы, и самостоятельно их делать, подросток - заводить друзей и выбирать занятия по душе, а выпускник совершает один из самых серьезных выборов в своей жиз­ни - профессию и вуз. Нередкой, однако, становится ситуация, когда родите­лям легче, спокойнее и удобнее многие вещи делать за ребенка. Причины могут быть разные - взрослый сделает быстрее, лучше, аккуратнее, так спокойнее и безопаснее. Но каждый раз, выполняя что-то, с чем ребенок может справиться, мы выстраиваем пусть небольшую, но преграду на пути развития его самостоя­тельности и ответственности. Другое дело, что в каждом возрасте различны объем и качество тех дел, которые мы можем поручить ребенку и за которые готовы отдать ему ответственность за результат.

Как приучить ребенка к порядку?

Приучать ребенка к порядку следует с самого раннего детства. Ваш малыш уже умеет одеваться и раздеваться сам? Замечательно! Приучи­те его сразу же класть вещи на место. Сложить игрушки обратно в ко­робку, отнести тарелку в мойку.. Такие мелочи легко усваиваются в раннем детстве, если они сопровождаются похвалой, ласковым обра­щением и превращены в игру, а не в скучную обязанность. Очень важ­но доверять ребенку выполнять те задания, которые ему по силам, и которыми он в возрасте 3-5 лет занимается охотно. Возможно, при этом немного страдает качество: взрослый аккуратнее разложит в дет­ском уголке игрушки, и тарелка не разобьется в руках у мамы. Но, если мы стремимся все сделать за маленького ребенка, потому что у нас это

лучше или быстрее получится, вполне закономерно, что впоследствии он ничего не сможет и не захочет делать самостоятельно. Пропущен важнейший период, когда у малыша возникал естественный интерес к домашним обязанностям и делам, и если тогда при правильном под­ходе их выполнение вошло бы в привычку, то в более позднем возрасте приучать ребенка к порядку становится гораздо труднее.

По мере того как ребенок взрослеет, поручайте ему несложные домашние дела. Важно, чтобы он понимал, что у всех членов семьи, в том числе и у него, есть свои обязанности и их нужно выполнять.

Приучить к порядку подростка, если это ему и раньше было не свойственно, становится уже практически невозможно. Чтобы дер­жать ситуацию под контролем, настаивайте на соблюдении чистоты в тех помещениях, которыми пользуются все члены семьи. Выдви­гайте четкие требования к порядку в доме и вмените ребенку в обя­занность делать какую-то часть работы. Не забывайте поощрять за хорошо проделанную работу, но и не отступайте от своих требова­ний, если они не выполнены. Однако не советуем бросать все свои силы на то, чтобы в комнате ребенка и в его личных вещах были иде­альная чистота и порядок. Подростки очень ревностно относятся к своему пространству, и попытки заставить их убрать комнату, вопре­ки их собственному желанию, чреваты конфликтами.

Немаловажную роль играет то, как относятся к порядку в доме другие члены семьи. Ребенок перенимает наблюдаемые образцы по­ведения, впитывая их как губка. И прежде чем ссориться с ребенком по поводу его неопрятности или беспорядка в комнате, посмотрите, как обстоит дело у взрослых. Если кому-то из родителей не свойствен­но складывать вещи на место, убирать за собой грязную посуду, за­стилать постель, то неудивительно, что одежду и книги ребенка мож­но будет найти в самых необычных местах, портфель будет собираться за три минуты до выхода в школу, а тарелка останется на том месте, где ребенок ел в последний раз.

Как привить мальчику 10 лет желание заниматься чем-то кроме те­левизора, компьютера, как научить контролировать время?

Интересы детей и младших подростков лет отличаются разнооб­разием и неустойчивостью. Таковы особенности возраста - интерес к любому проявлению самых разных сфер жизни может внезапно возникнуть и так же быстро угаснуть. Это время, когда детям важно во всем себя попробовать и выбрать те области, где они чувствуют себя успешными, найти то, что доставляет им радость и приятные впечатления.    

Если интересы ребенка ограничиваются только телевизором и компьютером, необходимо предложить ему альтернативные спосо­бы проведения досуга. Попробуйте записать его в секцию или кру­жок. Важно, чтобы выбор возможных занятий был достаточно широк. Не оставляйте попыток заинтересовать ребенка, и рано или поздно он найдет что-то для себя подходящее. У подростков наиболее попу­лярны интересы, связанные со спортом, музыкой и общением. Очень важно, чтобы в деле, которым занимается ребенок, он был успешен. Часто ребенок отказывается от деятельности именно потому, что не может похвастаться достижениями, Чувствовать себя неуспешным, не первым всегда некомфортно. Постепенно у ребенка формируется своеобразная защитная реакция - лучше отказаться участвовать, чем проиграть. Поэтому при выборе занятий для ребенка, особенно тогда, когда он еще прислушивается к мнению родителей, стоит опираться не на собственные амбиции или интересы (выбирая престижный вид спорта или кружок, который нравится родителям), а на желания сына или дочери.

Что же касается неумения планировать свое время, то такая про­блема чаще возникает как раз у тех детей, чей день мало заполнен. Ребята со стойкими интересами и большой занятостью успевают на­много больше тех, кто все свободное время проводит дома. Но, воз­можно, на первых порах стоит помочь ребенку организовать свой день. Очень многое зависит от того, как справляются с этой задачей другие члены семьи. Если мама сама везде опаздывает, не успевает вовремя доделать запланированные на день дела, то ребенок с боль­шой вероятностью примет такой же стиль поведения. Стоит обсу­дить вместе с ребенком его распорядок дня. Пусть он сам опреде^ лит, в какое время будет делать уроки, когда смотреть телевизор, сколько времени будет отведено на прогулку. Конечно, ребенку труд­но сделать это абсолютно самостоятельно, но совместная работа с родителем здесь вполне уместна. Ограничения со стороны взрос­лых должны быть разумными. Конечно, если ребенок планирует пять часов в день посвятить компьютеру, а за уроки садиться при­мерно в 8-9 часов вечера, надо проявить твердость и перевести ре­шение в русло реальности. Но настаивать, например, чтобы уроки непременно делались после обеда, и лишь потом шел просмотр те­лепередач, может, и не всегда разумно. Пусть полчаса после школы будут отданы любимому сериалу, но зато потом - сразу уроки. При­няв решение совместно с ребенком, важно твердо и последователь­но придерживаться его выполнения. Тем более что к тому решению, которое ребенок принял сам, и он будет относиться с большей от­ветственностью.

  

Как помочь сыну, мальчику 12 лет, - не умеет организовать свой день?

Ребенку двенадцати лет, конечно, еще сложно выстраивать свой день и жить по графику. Особенно это касается мальчиков, которые демонстрируют меньшую сознательность и направленность на учебу, чем девочки. Умением планировать время и представлять, что нужно сделать в первую очередь, а что потом, обладают далеко не все под­ростки, да и взрослые тоже. Жить по графику, прежде всего, привы­кают дети, которые посещают какие-нибудь кружки или спортивные секции: у них меньше свободного времени, которое нужно организо­вывать. Сложнее ребятам, у которых свободного от занятий и уроков времени слишком много. Им непонятно, когда начинать делать уро­ки, - ведь времени более чем достаточно, и можно пойти погулять, посмотреть телевизор, поговорить по телефону и поиграть в компь­ютерные игры... Такие ребята могут делать уроки целый день, посто­янно отвлекаясь, и в результате не успевают толком ни отдохнуть, ни позаниматься, либо отдыхают днем и садятся за уроки поздним вече­ром, когда сосредоточить внимание на домашнем задании уже трудно.

Помогать ребенку в организации своего дня, безусловно, нужно. Вечером, перед отходом ко сну, можно поинтересоваться у ребенка, какие завтра будут уроки, что ему предстоит, не забыл ли он поло­жить все необходимые учебники, тетради и прочие принадлежности, Спрашивайте не в форме проверки, а скорее в утвердительной фор­ме, подбадривая ребенка, настраивая его на то, что у него все полу­чится. Помимо этого, можно поинтересоваться у ребенка, чем он со­бирается заниматься после школы, что планирует сделать, сколько времени, по его мнению, займет каждое дело, в какой последователь­ности их лучше делать, чтобы все успеть. Порассуждайте вместе с ре­бенком на эту тему, расскажите ему про то, в какой последовательно­сти вы сами стали бы выполнять все дела, с учетом того, что надо и поесть, и отдохнуть. Полезно составлять вместе с ребенком план на завтра. Главное, чтобы он сам вписывал в план все необходимые дела и отдых и прогнозировал временные затраты. План лучше вывеши­вать на видное место, чтобы взгляд ребенка так или иначе попадал на него. Можно повесить в комнату ребенка настенные часы или пода­рить ему собственный будильник, который он сам будет ставить на определенное время. Также у него может быть свой настенный ка­лендарь. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление о течении времени - что такое минута, пять минут, десять минут, один час, два часа, день, месяц, - а также представление о том, сколько времени он затрачивает на каждый вид занятий. Сообщайте ребенку, с точностью до минуты, сколько времени у вас уходит на разные дела, сколько, по вашим наблюдениям, тратит он сам.      

Отношение родителей ко времени, к планированию своего рабо­чего или общесемейного выходного дня будет перениматься ребен­ком, Отношение в семье к тому, насколько можно опоздать на урок или встречу, можно ли оставлять несделанные дела на завтра, - все это формирует отношение ребенка ко времени. То, насколько важны для родителей четкость, аккуратность, пунктуальность, будет впита­но ребенком.



Сыну 11 лет. Приходится самой собирать ему портфель, иначе он все забывает. Что мне с этим делать?

Начнем с того, чего точно не стоит делать. Не стоит продолжать собирать портфель за сына! Как же поступить? Давайте рассмотрим несколько возможных вариантов.

Если ребенок еще достаточно мал и ходит только в начальную школу, он, возможно, еще просто не научился организовывать себя, И ему надо помочь в этом: составьте план действий, которому надо следовать, и вместе потренируйтесь его выполнять, А поскольку укладывание учебных принадлежностей в портфель - занятие весь­ма скучное, превратите это в игру. Вы можете вместе готовиться к по­лету на Марс или кругосветному путешествию, собирать портфель на скорость, устроить чемпионат по «собиранию портфеля*. Не за­бывайте поощрять ребенка, если он все сделал правильно, - на пер­вых этапах это очень важно.

Может быть, причины проблемы заключаются в особенностях памяти ребенка. Здесь тоже поможет правильно составленный алго­ритм действий. Напишите вместе с ребенком инструкцию: смотрим в дневник, кладем учебники, тетрадки, пенал, сменную обувь и т. д. Убедитесь, что ребенок запомнил порядок действий и может повто­рить их самостоятельно.

Однако стоит отметить, что обычный школьник в состоянии со­брать свои вещи сам. Но он, возможно, не захочет утруждать себя, если привыкнет, что вы делаете это за него. Поэтому важно, помогая ребенку на первых порах, собирать портфель вместе с ним, но не вме­сто него.

А если ваш ребенок уже вышел из младшего школьного возраста, то такой «помощью* вы можете даже навредить ему, подавляя его са­мостоятельность и ответственность. Согласитесь: лучше пару раз за­бытые тетрадки, чем взрослый человек, за которого все делают ро­дители.

Как приучить ребенка самому делать уроки? Он все время ждет, что все сделают за него.

Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно, а ждет помощи от

родителей. В чем может быть причина? Давайте разберемся.

Чаще всего надежды такого ребенка обоснованны. Вероятно, он знает, что в любой момент может рассчитывать на то, что папа или мама сделают задания вместо него. Поэтому самым правильным будет в принципе не допускать такой ситуации, когда школьные обязанности ребенка выполняет за него кто-то другой. С самых первых дней в шко­ле ему важно объяснять, что это его ответственность, Конечно, это не подразумевает того, что вы не можете помогать ребенку в приготовле­нии уроков. Совсем наоборот, важно строить отношения так, чтобы ваш сын или дочь всегда могли обратиться к вам за помощью, если им что-то непонятно или возникают сложные вопросы.

Также ребенку, особенно в первые годы учебы, необходима ваша помощь в организации и планировании своего времени. Составьте вместе распорядок дня, чтобы хватало времени на уроки и на отдых, помогите ребенку организовать рабочее место, подскажите, в каком порядке лучше выполнять домашние задания, предусмотрите в рабо­те перерывы, если ваш ребенок быстро утомляется. И на первых порах особенно внимательно следите за тем, чтобы маленький школьник привык к такому режиму работы. Убедитесь, что ребенок справляет­ся со своими домашними заданиями, и поощряйте его дальнейшую самостоятельность. Постепенно отходите от ежедневного контроля над работой ребенка, предоставьте ему возможность самому отвечать за свои школьные дела.

Чтобы научиться быть самостоятельным, ребенок должен иметь достаточный опыт выполнения дел и обязанностей без помощи дру­гих людей. Предоставляйте ему больше возможностей делать что-то самому, проявлять инициативу, нести ответственность за свои действия.

Мальчик 12 лет, усидчивый, но не умеет ставить цели. Как его этому научить?

У подростков часто еще не сформировано умение ставить перед собой цели и планомерно к ним двигаться. Ребенок привыкает к тому, что другие люди - чаще всего это ближайшее окружение, семья - планируют его жизнь и формулируют все его жизненные интересы, И сам проявляет низкую инициативность, послушность, безразличие, отсутствие собственных четко выраженных интересов. Такого под­ростка важно побуждать к самостоятельности, к поиску себя, выражению собственного мнения. В противном случае зависимость и не­самостоятельность могут стать устойчивыми чертами его характера и проявляться не лучшим образом уже во взрослой жизни.

Чаще ставьте подростка в ситуацию выбора, когда решение во­проса будет зависеть только от него. Например, предоставьте ему пра­во самому решить, где он будет проводить каникулы или как он хочет оформить свою комнату. Выбор, который делает подросток, часто оказывается импульсивным, основанным на сиюминутном желании. Помогите ему прийти к взвешенному, осознанному решению. Пред­ложите рассмотреть все возможные варианты, выписать плюсы и минусы каждого из них, проанализировать полученный результат и сделать окончательный выбор. Если вы идете на такой шаг, крайне важно быть последовательным: решение, которое принял ребенок, должно быть выполнено.

Начиная с решения повседневных задач, постепенно переходите к постановке более долгосрочных целей. Помогите подростку пере­формулировать его желания, потребности и проблемы в цели. На­пример, у ребенка низкая успеваемость или ему хотелось бы найти настоящих друзей. Это можно обозначить в виде таких реальных це­лей: «закончить год без троек», «познакомиться за месяц минимум с пятью новыми ребятами». Цели важно формулировать максимально четко и конкретно.

Выберите все возможные способы достижения поставленной цели и взвесьте преимущества и возможности каждого способа. Например, ваш ребенок хочет научиться играть на гитаре. Сделать это можно несколькими разными путями: пойти на курсы, заниматься с учите­лем индивидуально, самостоятельно по самоучителю, попросить друга показать несколько аккордов и т.д, И у каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Занятия с профессиональным препода­вателем более результативны, но и стоят довольно дорого. Занимаясь с другом, не нужно тратить денег, но такие занятия отнимают много времени у друга, и он может не захотеть постоянно помогать вашему ребенку. Найдите способ, наиболее подходящий для подростка и для вас по большинству критериев. После этого нужно последовательно описать те шаги, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели, и двигаться к ней.

Возможно, на первых порах такая кропотливая и даже скучнова­тая работа может показаться не по душе вашему ребенку, но набери­тесь терпения, проявите настойчивость: важно, чтобы дело было за­вершено, результат достигнут. А полученный опыт постепенно войдет в привычку, и подросток сможет самостоятельно планировать свою жизнь.

Каким образом инициировать у ребенка стремление к лидерству, инициативность ?

Естественное желание большинства родителей видеть своих де­тей лидерами, инициативными и активными людьми требует серьез­ной работы, Необходимым условием развития этих качеств в ребенке являются доверие к нему, вера в его силы и готовность передать ему ответственность за его жизнь и поступки. Пика насущность решения этих вопросов достигает в подростковом возрасте, но основы закла­дываются гораздо раньше. Первые проявления самостоятельности можно видеть уже у дошкольника, и их стоит поощрять. Это касается желания ребенка самостоятельно одеваться, есть, помогать взрослым в домашних делах. Зачастую родителям бывает легче и быстрее сде­лать все самим. Однако важно помнить, что желание пятилетнего малыша помочь в мытье посуды - это и есть первые проявления ини­циативы, которые важно поддерживать и растить. Если же мы реша­ем, что сами сделаем это гораздо быстрее или что идеально вымытая посуда для нас важнее, не следует удивляться, что позже готовность ребенка что-либо делать самостоятельно пойдет на убыль. Все, что ребенок может делать сам - а для каждого возраста диапазон такой деятельности, конечно, свой, - стоит доверять ему,

Другой важной стороной формирования лидерских качеств и ини­циативы ребенка становится проявление нашего отношения к его успехам. Здесь крайне важны поддержка и вера в то, что дальнейшие шаги будут еще более успешными. Поощрение успехов - более кон­структивный путь, чем наказание или выражение неодобрения в слу­чае неудачи. Без последних, конечно, не обойтись, но гораздо ценнее опыт преодоленных трудностей - обдуманный, переработанный, позволяющий в другой раз найти более конструктивные решения.

Формирование лидерских качеств и способности проявлять ини­циативу тесно связаны с уверенностью подростка в себе. А уверенно человек себя чувствует, если четко знает свои цели, имеет опыт про­явления себя в различных областях жизни, адекватную самооценку. Реакция родителей на успехи и неудачи, максимальное развитие спо­собностей ребенка, помощь в умении ставить и достигать цели - так­же необходимые условия формирования будущего лидера.

И наконец, говоря о лидерстве, важно помнить еще об одной сто­роне этого явления. Далеко не все помнят и понимают, что лидер­ство - это прежде всего готовность и способность брать на себя от­ветственность за других людей, за успех общего дела, а не просто умение привлечь внимание, быть самым активным или громче всех говорить. И если мы хотим, чтобы наш ребенок вырос настоящим лидером, важно обсуждать с ним и этот вопрос, демонстрировать при­меры такого поведения.

Когда и как начинать давать ребенку карманные деньги?

Реалии нашей жизни таковы, что вопрос отношения к деньгам, умения обращаться с ними становится для детей и подростков все актуальней. И как бы ни хотели мы оградить светлые и невинные со­здания, какими мы видим наших детей, рано или поздно им придет­ся столкнуться с действительностью. А она далеко не так безоблачна, стабильна и безопасна, как семейное окружение. Умение заработать, потратить, накопить деньги, отношение к ним - одна из сторон ре­альности.

Знакомство детей с материальной стороной жизни в большинстве семей «интуитивно* начинается в довольно раннем возрасте. Кто-то, исходя из реальных материальных возможностей, рано или поздно говорит ребенку, что не может сейчас купить ему приглянувшуюся игрушку, кто-то делает это из воспитательных соображений. И это нормально, это один из шагов на долгом и нелегком пути осознания ребенком того факта, что не все, что он хочет, можно получить здесь и немедленно.

В качестве следующего шага вы можете предложить ребенку 5- 7 лет самому купить что-то в магазине - мороженое, жевательную резинку, лимонад, Это и первое реальное знакомство с деньгами, и приобретение навыков самостоятельности и уверенности.

Когда ребенок начинает самостоятельно ходить в школу, помимо денег на обед и проезд можно давать ему небольшую сумму карманных денег, которые родитель не контролирует. Причем стоит сразу разграничивать необходимые траты (проезд, завтрак) и деньги на раз­влечения (собственно карманные). Допустим, утром даются необхо­димые деньги, вечером - дополнительные карманные. Карманные деньги стоит давать раз в 2-3 дня. Хорошо, если расходование кар­манных денег не контролируется. Но если ребенок сообщает, что он «все на что-то потратил», и просит еще, дополнительные субсидии не полезны. Ведь речь идет не о насущных, жизненно важных тра­тах - естественно, что ребенок младшего школьного возраста еще не решает сам материальные вопросы такого уровня. Постепенно ребенок усвоит, что количество денег (особенно на развлечения) небез­гранично и их распределение зависит от него самого.

С возрастом сумму карманных денег можно увеличивать- Какова она, решается в каждой семье индивидуально. Но хорошо, если это будет определенная сумма, которая выдается в фиксированный день,

например раз в неделю; постепенно срок можно увеличивать. Такое увеличение срока, на который ребенок планирует свои траты, спо­собствует развитию его организованности и ответственности. Если ребенок «копит» свои сбережения и собирается потратить их на что-то значительное, это можно поощрять. И нет ничего зазорного в том, чтобы добавить необходимую сумму, если накопленная сумма не­достаточна, а время покупки подошло. Это может случиться, если покупка сезонная, например путевка на каникулы, горные лыжи зи­мой или велосипед летом, или если сбережения копятся к опреде­ленной дате, например ко дню рождения.

Не стоит оплачивать ребенку выполнение дел по хозяйству, воз­ложенных на него и заранее оговоренных как его обязанности. Ведь обычно это ограниченный и вполне посильный набор поручений - вынести мусор, пропылесосить квартиру, помыть посуду Но вполне возможна оплата «работы» подростка, связанной с помощью родите­лям или родственникам в их профессиональной деятельности. Это могут быть курьерские функции, работа по внесению данных в ком­пьютер. Причем здесь важно оговорить сроки и качество выполне­ния задания и требовать соблюдения договоренностей.

Важным моментом в выстраивании «денежных» отношений с под­ростком является доверие, а следовательно, контролировать его тра­ты по возможности не стоит. Важно лишь оговорить недопустимость трат на спиртное и курение, и проявлять в этом твердость. Если дого­воренность нарушена, выдача карманных денег может быть при­остановлена или прекращена, и это условие тоже необходимо обсу­дить с подростком заранее.

Центральными моментами в денежных отношениях родителей и детей являются последовательность, аргументированность и согла­сованность действий старших. Недопустима ситуация, когда один из родителей отказал в деньгах, а другой дал ребенку необходимую сум­му. Не стоит менять сумму карманных денег: на прошлой неделе дали одно количество, на этой другое. Сумму на карманные расходы надо обсудить с подростком заранее, тогда он будет знать, какими денеж­ными ресурсами сможет располагать. Если в силу обстоятельств нет возможности выдать необходимую сумму, важно объяснить ребенку ситуацию, а не просто лишать обещанного,

На что следует опираться, выбирая профессию?

Обычно вопрос о выборе профессии впервые встает перед ребен­ком и его родителями в 13-14 лет, однако особую актуальность при­обретает для 16-17-летних подростков. Как бы он ни был серьезен и

важен, не стоит хвататься за голову: посмотрите на эту проблему как на всего лишь один из выборов, которые мы совершаем ежедневно, и постарайтесь подойти к ее решению рационально. Подростковый возраст - период мечтаний и планов, фантазий о «светлом будущем», и именно эту тягу ребенка мы можем использовать для того, чтобы помочь ему сделать осознанный и ответственный выбор,

Отталкиваться стоит от планов и представлений ребенка о своем будущем. Каким он его видит? Каким хотел бы быть через 10, 15, 25 лет? Чем заниматься? Чего бы он хотел достичь в материальном и духовном плане, что уметь, какое впечатление производить на окру­жающих?

Следующим шагом будет анализ возможностей и способностей, которыми обладает ребенок в настоящий момент. Не менее важно взвесить ограничения и угрозы, с которыми он может столкнуться. Помочь провести эту работу глубоко и профессионально может спе­циалист-психолог. По результатам психологической диагностики, личностного и профессионального тестирования вы получите оцен­ку черт вашего ребенка: его способности к общению, взаимодействию в коллективе, уровень развития волевых качеств. Полезной будет информация об особенностях развития интеллекта, творческих спо­собностях и индивидуальных ценностных устремлениях. Психолог сможет рассказать вам и вашему ребенку о тех профессиональных интересах и склонностях, которые сформировались у него в настоя­щий момент. Консультант сможет также предоставить необходимую информацию о популярности и востребованности интересующих подростка профессий на рынке труда.

Но как бы ни был профессионален специалист, надежны и совре­менны методы, которые он применяет, огромную роль играет окруже­ние ребенка, то, в какой среде он живет и учится, с кем проводит вре­мя, на чье мнение ориентирован. Что знает он о мире профессий, разговаривают ли взрослые с ним или при нем о профессиональных вопросах, рабочих проблемах? Как много рядом людей, от которых он мог бы почерпнуть новую информацию? Первоочередная задача ро­дителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка необходимой инфор­мацией, поддержкой и помощью. Сейчас выпускается большое коли­чество книг и справочников с описаниями разных профессий и учебных заведений, где можно получить ту или иную специальность. Сейчас немало фильмов, где раскрывается содержание конкретных профес­сий. что позволяет не просто с удовольствием провести время перед телевизором, но и обсудить содержание фильма с ребенком.

В любом случае у каждого ребенка и взрослого свой путь, свои способности и ограничения. Выбор профессии -дело сугубо индивидуальное, и задача родителя - не решить за подростка его судьбу и даже не устроить ее наилучшим выбором, а понять ребенка и помочь ему сделать самостоятельный выбор.

Подводя итоги, можно предложить подростку следующий алго­ритм принятия одного из важнейших решений в жизни - профессио­нального выбора,

1.  Понять, чего я хочу достичь, добиться, иметь в жизни.

2. Оценить свои возможности, способности и ограничения на дан­ный момент.

3. Соотнести информацию о себе с возможностями и требовани­ями интересующих специальностей.

4.       Получить необходимую информацию о доступности и востребованности тех специальностей, которые меня интересуют.

5. Проанализировать всю информацию и сделать осознанный и рациональный выбор в пользу определенной специальности.

6. Получить информацию о том, где можно приобрести выбран­ную специальность.

7. Сделать выбор в пользу конкретного учебного заведения и на­чать готовиться к поступлению.

 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна