Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Эффективному взаимодействию с ребенком можно научиться

Эффективному взаимодействию с ребенком можно научиться
 
Воспитание ребенка - ответственное и серьезное дело, к его вы­полнению можно относиться по-разному, эмоционально или рацио­нально, отдаваясь целиком или возвращаясь время от времени. Но стоит помнить, что тому, как строить конструктивные отношения с ребенком, можно учиться. Человек не рождается на свет профессио­налом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Но чтобы достойно, а главное, с удовольствием и успехом выполнять эту миссию, стоит знать о следующих идеях:

*     Помните, что ваш ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы мечтаете его видеть. Он должен вырасти самим собой. А это значит, что в чем-то он может не соответствовать вашим требо­ваниям, представлениям и ожиданиям. Очень опасно стремле­ние (как правило, из самых лучших побуждений) ожидать от ребенка реализации наших надежд, желаний и способностей.

Неоправданные ожидания часто приводят к конфликту, непо­ниманию и противостоянию. И наберитесь терпения. Уравно­вешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфе­ре, основой которых зачастую является неприятие родителями тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются крайне сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.

*    Не забывайте отмечать любые успехи ребенка, пусть минималь­ные, пусть представляющиеся естественными и само собой ра­зумеющимися для нас, взрослых. Наше внимание к достижени­ям ребенка закладывает основы будущей самооценки, что, в свою очередь, влияет на уверенность человека в себе - незаме­нимое качество для любого, кто хочет быть в жизни успешен и счастлив. Важно только помнить, что замечать, поощрять стоит именно реальные результаты, конечно учитывая возрастные воз­можности сына или дочери.

*    Банальная педагогическая заповедь о воспитании собственным примером имеет серьезные психологические основания. В ран­нем возрасте ребенок усваивает значительную часть социального опыта, подражая родителям. Подражание предполагает неосо­знанное копирование тех моделей поведения, которые имеет малыш перед глазами. Так что не стоит удивляться, если ребе­нок «не слышит» наши правильные и хорошие слова, а ведет себя так, как нам совсем не хочется. Остановитесь и оглянитесь... Ждете от ребенка аккуратности - подумайте о том, как развито это качество у членов семьи; хотите организованности и пунк­туальности, а сами нередко опаздываете на встречи и по делам; переживаете, что он кричит по любому поводу, но, возможно, такая манера поведения свойственна кому-то из домочадцев.

*    Необходимое умение, которому можно и нужно учиться, - уме­ние слышать собственного ребенка. Именно слышать, а не про­сто слушать. Полноценное слушание предполагает проникно­вение в слова собеседника, внимание к его переживаниям и смыслу того, что он хочет вам сказать. Ведь без прояснения ин­тересов и потребностей ребенка мы не можем достичь взаимо­понимания с ним. Не менее важно уметь доносить до ребенка свои требования, пожелания и предложения. Но для сообще­ния ребенку своих идей и мнений тоже стоит выбирать эффек­тивные методы.

*    Одним из важных умений в построении диалога является ис­пользование «Я-посланий». Речь идет о способе выражения собственных чувств и желаний. htt одной и той же ситуации мы мо­жем сказать: «Ты меня расстроил*, а можем: «Я расстроился», «Твое поведение тревожит меня* или «Я тревожусь о тебе*. Про­стая на первый взгляд, игра слов имеет глубокий психологичес­кий смысл. Выраженное в форме "ты меня оби­дел», «твои манеры раздражают меня") сообщение наделяет ребенка ответственностью за наши чувства, что, согласитесь, не очень справедливо. Ответной реакцией с большей вероятнос­тью станут агрессия, обида или чувство вины. Использование «Я-посланий" («Я переживаю за тебя*, «я волнуюсь в связи с тво­им поступком») разделяет поступок ребенка и наши чувства по этому поводу и, следовательно, оставляет больше возможнос­тей для конструктивного диалога. В разговорах же с маленьки­ми детьми техника «Я-поеланий» становится просто необходи­мым условием. Ведь малыш еще не умеет дифференцировать различные эмоции, отделять следствие от причины - для него слишком тяжелой эмоциональной ношей становится высказан­ное родителем положение о том, что он является источником тех или иных отрицательных эмоций для мамы или папы.

Другой стороной пользы формулирования «Я-посланий» являет­ся то, что, сообщая ребенку о своих чувствах, мы учим его быть более открытым, показываем ему, что не стоит бояться своих переживаний (особенно негативных). Открытое и искреннее высказывание своих чувств способствует взаимопониманию и диалогу и снимает целый ряд проблем. Эмоциональный мир наших детей формируется гораз­до раньше, нежели интеллект; происходит это на том этапе развития, когда ребенок еще не в состоянии критично и рационально оцени­вать свои поступки и переживания, он просто впитывает все модели и образцы, которые мы, взрослые, ему демонстрируем. И помнить об этой ответственности за эмоциональное благополучие ребенка стоит всегда.

  *  Продолжением высказанной идеи об использовании «Я-посланий» и принятии взрослыми на себя ответственности за соб­ственные разочарования, тревоги и волнения становится еще одна психолого-педагогическая заповедь. Каждый раз, когда ре­бенок совершает что-то, что не заслуживает одобрения, мы мо­жем и должны высказать свое отношение к ситуации. Однако это всегда должно быть порицание поступка, формы поведения, а не ребенка в целом. Никогда нельзя говорить ребенку о том, что он плохой, неумелый, неаккуратный или неуспешный. Пло­хим может быть поступок, неумело может быть выполнено задание, неаккуратно застелена постель... Каждый раз, когда мы забываем об этой простой истине, оценивая (особенно негатив­но) личность ребенка в целом, мы наносим удар по его хрупкой формирующейся самооценке или вызываем агрессию (а иногда то и другое вместе).

 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна