Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » После трех уже поздно...

После трех уже поздно...
 
Появление малыша в семье - событие радостное, но невероятно ответствен­ное и хлопотливое. Множество новых обязанностей, забот, тревог... Маленькое существо еще полностью зависит от окружающих его взрослых, но постоянно требует внимания. В начале жизни ребенка закладываются, вероятно, самые су­щественные и значимые стороны его будущей личности. По мере взросления у ребенка появляются новые возможности реагирования, иногда противостояния тем влияниям, которые он испытывает. С развитием интеллекта и речи он смо­жет уточнить что-то неясное, возразить тому, с чем не согласен, критически оценить то или иное предложение или идею. Пока же он только впитывает то, что видит, ощущает, чувствует. Заложенный в первые годы фундамент эмоцио­нального отношения к миру, окружающим, самому себе становится основой дальнейшего развития. И откорректировать или изменить что-то происшедшее в раннем детстве на порядки сложнее в будущем. Так что лучше набраться тер­пения, сил и мудрости и помочь себе и малышу.

Какие игры надо покупать ребенку до года?

Игрушка для ребенка первого года жизни - это не забава, а ис­точник получения новой информации. За первый год жизни малыш проделывает колоссальный скачок в развитии. У него развиваются все виды чувствительности, координация движений и начальные эле­менты мышления. Малышам нужны игрушки, которые способству­ют развитию зрения, слуха, осязания, движений рук, координиро­ванных движений руки и глаза. Игрушка должна быть удобна для ребенка. Но вместе с тем понятие ее функционального комфорта от­носительно. Если игрушки имеют спокойный цвет (розовый или не­жно-голубой), малыш быстро привыкает к ним и перестает замечать. Кроме того, малыш еще не настолько хорошо различает цвета, чтобы воспринимать такие «неопределенные» цвета, как голубой и розовый. Игрушки должны побуждать ребенка к исследовательской активно­сти, чтобы его рука тянулась к ним вслед за взором. Для каждого периода раннего детства предназначены свои игрушки, однако по сво­им функциональным возможностям они должны несколько опере­жать уже достигнутый уровень развития малыша.

В первую очередь в игрушках должны присутствовать красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета. Уже на 1-2-м месяцах жизни над кроваткой ребенка необходимо вешать гирлянду из погремушек, мобили. Расположение элементов на гирлянде, учитывая особенно­сти развития зрительной чувствительности новорожденного, долж­но быть следующим. В середине - красные, потом оранжевые, жел­тые, зеленые и с краю синие. Для детей от 3 до 7-8 месяцев жизни наиболее важны дидактические игрушки, направленные на развитие основных видов чувствительности, а также на постепенное форми­рование произвольности действий малыша, Игрушки должны быть яркими, простыми по форме и желательно такими, чтобы сам ребе­нок мог в них что-то изменить. Хорошо, если с их помощью малыш сможет издавать какой-нибудь звук. Игрушки могут быть разными по рельефу (например, пластмассовый ежик полезен для формиро­вания кожной чувствительности). Это могут быть всевозможные под­вески с разноцветными кольцами, шариками, палочками, ежиками на шнурах. Изменяя положение шариков, взрослый может активно привлекать к ним внимание ребенка. К середине первого года ребе­нок, случайно захвативший кольцо на такой гирлянде, начинает им манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые, в свою очередь, создают перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Тем сам развивается координация действий глаза, руки и уха. Данные иг­рушки направлены на то, чтобы ребенок научился управлять своим взором, следя за движущимися объектами. И даже если малыш еще не научился пользоваться руками, ему просто нравится смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над кроваткой.

В качестве варианта детские психологи предлагают над кроваткой уже 5-6-месячного ребенка прикреплять специально разработанные бусы-подвески. При перемещении бусины по шнуру вначале взрос­лым, а затем и самим ребенком меняется пространственная и цвето­вая композиция. Важно, чтобы мелкие детали свободно проходили через более крупные, и сначала взрослый, а потом и ребенок мог пе­ремешать их. Также можно использовать подвеску с зеркалом. Ребе­нок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, еще не зная, что это он, и видит другие детали пространства.

После 5-6 месяцев ребенку нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их. Особенно хороши пластиковые игрушки (на­пример, маленькие кольца, надетые на большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как целлулоидные игрушки.

Подведем итог. До 8-месячного возраста для малыша хороши раз­личные звонковые игры, погремушки, подвесные игрушки (напри­мер, мобили, «грохотушки»), что-то для кусания, игрушки, которые можно качать, с кнопочками для нажимания, вытягивания, кручения. Погремушки и игрушки с колокольчиком помогают расширить ориентировку малыша в звуках, тем более когда он сам будет изда­вать эти звуки и сможет «поэкспериментировать». Игрушки должны быть легким и, яркими и, конечно, более крупными, чем рот ребенка. Малышу 9-12-месячного возраста уже можно покупать книги с боль­шими яркими картинками без мелких деталей.

Ребенок после 1 года капризничает, рыдает, когда не хочет что-то делать. Как на это реагировать?

В каждой семье существуют свои правила, норма и запреты. Любой родитель хочет видеть своего ребенка послушным. Как правило, кап­ризы и отказ что-либо делать являются реакцией малыша на запрет родителей или на их настоятельную просьбу. Такое поведение ребенка в первую очередь свидетельствует о том, что ему действительно не нра­вится предложенное дело, и он сигнализирует об этом родителям. И ее-ли вы заметили недовольство малыша, вам необходимо решить: так л и необходимо требование, предъявляемое ребенку? Если это не очень важно, возможно, от требований стоит отказаться. В том случае, если выполнение требования действительно необходимо, важно сначала объяснить ребенку, почему и зачем вы этого хотите.

Второе важное действие состоит в том, чтобы внешне не реагиро­вать на поведение ребенка, которое на самом деле вас раздражает и огорчает. Вы должны дать ему понять: капризами и плачем он мало чего добьется и не сможет вами манипулировать.

Зачастую капризы и истерики происходят тогда, когда ребенок чувствует недостаток внимания к себе. А поскольку у малышей нет еще достаточного опыта того, как привлечь внимание родителей с помощью позитивных действий, он использует те приемы, которые нам так не нравятся. Согласитесь: как правило, родители гораздо ак­тивнее реагируют на «неправильное» поведение своего ребенка, и в результате малыш понимает: «Если я сделаю что-нибудь эдакое, мама обязательно обратит на меня внимание!»

Третий важный момент заключается в том, что родителям необхо­димо реагировать на отказ ребенка спокойно, без угроз и ужесточе­ния требований. В противном случае это может привести к тому, что ребенок еще активнее будет выражать свое недовольство и наверня­ка еще больше обидится на родителей.

Затем необходимо на некоторое время переключить внимание малыша на что-то важное и интересное для него, и лишь после того, как он успокоится, вернуться к обсуждению проблемы или требова­ния, ставшего причиной конфликта.   

С какого возраста необходимо приучать ребенка к горшку?

Когда же нужно отучать ребенка от памперсов? Этот вопрос очень часто беспокоит родителей. Конечно, это дело не одного дня. Сразу надо сказать: не существует четкого срока, с которого ребенка точно надо учить ходить на горшок. Все зависит от индивидуального темпа развития. Удерживать продукты своей жизнедеятельности ребенок научается в среднем к полутора годам. Некоторые родители начина­ют приучать малыша к горшку в 9-10 месяцев, когда он уже умеет сидеть. Если ребенок по-прежнему стойко предпочитает ходить в штаны - надо сделать перерыв, в противном случае, по мнению вра­чей-педиатров, у него могут появиться «боязнь» горшка и функцио­нальные запоры.

В течение первого года жизни в рацион ребенка постепенно вво­дится густая пища (каши, пюре), частота стула в среднем составляет 2-3 раза в день. Если родитель видит, что ребенок собирается пока­кать, можно высадить его на горшок для экономии подгузников. Но надо понимать, что это еще не является приучением ребенка к горш­ку. Привычка вырабатывается примерно к 9-12 месяцам. Если вы заметили, что малыш уже может тужиться и управлять своим сфинк­тером, - это сигнал родителям, что он уже созрел для горшка.

Высаживать ребенка на горшок больше чем на десять минут не следует. Иначе в худшем случае, по мнению педиатров, у ребенка может случиться выпадение прямой кишки. Не разрешайте ребенку засиживаться на горшке, тем более не давайте ему в это время игру­шек, иначе у малыша могут смешаться понятия горшка и места для игры. Не стойте над ним все время, чтобы горшок не превратился в способ привлечения внимания родителей. Тем более не стоит читать книжки и рассказывать в этот ответственный момент сказки. Вскоре ребенок сам поймет, зачем его высаживают на горшок и что на нем делать.

Все мы помним, что у нас в детстве горшок был металлический и холодный. Сейчас в магазинах можно обнаружить огромное количе­ство разнообразных горшков в форме динозавров, лошадок и других животных. Горшок, прежде всего, должен быть удобным и теплым, но без излишеств. На нем могут быть ручки, чтобы ребенок опирался на них и мог тужиться. Некоторые родители сразу хотят приучить ребенка к унитазу, купив ему маленькое сиденье. Однако для опорож­нения кишечника важно, чтобы ребенок пятками стоял на полу. По­этому с унитазом лучше пока подождать. Многие родители для сти­муляции издают имитирующие процесс хождения в туалет звуки. Это помогает ребенку определиться с назначением горшка и процедурой.   

Можно покряхтеть с ним вместе, но не переусердствуйте, чтобы ма­лышу не было просто интересно наблюдать за вами.

Способность хорошо контролировать хождение в туалет форми­руется к 4-5 годам. Поэтому ребенок еще время от времени может ходить в штаны. Не стоит ругать его за это, лучше хвалить его каждый раз, когда он все сделает правильно. Ваша похвала, а также стремле­ние избежать дискомфорта после хождения в штаны будут стимули­ровать ребенка к переносу своих действий на горшок. Лучше, если в семье вопросами туалета будут заниматься оба родителя. Важно, что­бы стратегия поведения по этому вопросу была одинаковой у обоих родителей, а также у бабушек и дедушек.

Ребенку 1 год и 3 месяца. Начал бить взрослых по лицу, таскать за волосы, а потом сразу начинает жалеть, целовать. Что делать в этом случае?

У подобного поведения может быть несколько причин. Они раз­личны по своей природе, но зачастую переплетаются, образуя целый клубок - и тогда бывает непросто разобраться, с чего все началось...

Малыш в возрасте одного-двух лет постоянно и активно исследу­ет окружающий его мир. Родители, как самые близкие и доступные люди, в этом случая являются, с одной стороны, моделями, поведе­ние которых копирует ребенок, а с другой стороны - объектом экс­перимента: поступая так или иначе, малыш просто-напросто строит опыты с родительскими реакциями.

Иногда, даже не замечая этого, мы позволяем себе повысить го­лос на близких нам людей или даже шлепнуть ребенка за какую-то провинность. Такие действия имеют агрессивную окраску - даже если мы делаем это «не всерьез». Ребенок, наблюдая за взрослыми, активно впитывает весь опыт общения и, прежде всего, опыт взаи­модействия родителей между собой. Таким образом, он постепенно усваивает те нормы общения, которые приняты в семье. И если ро­дители реагируют на что-либо бурно или даже агрессивно, малыш копирует их поведение, а затем бросается утешать, так как сам пуга­ется того, что он сделал. Отсюда и берется такое поведение: ударил - пожалел. Ведь у каждого маленького ребенка, как правило, образ ро­дителей - положительный, и они с самого раннего возраста «знают», что «маму обижать нельзя», и если обидел, то «надо обязательно по­жалеть».

Как мы уже сказали, другой причиной агрессивного, а затем из­виняющегося поведения является потребность ребенка исследовать реакции других людей. В этот момент ребенок как бы задает себе вопрос: «А что будет, если я ударю маму или папу? А что, если схвачу за волосы? Можно ли так делать? Что мне за это будет?». Ребенок таким образом определяет для себя нормы поведения и границы дозволен­ного, которые приняты в семье. Задача взрослых в этом случае - очень точно дать понять своему ребенку, что можно делать, а что нельзя, что обижает, а что - всего лишь развлечение и вполне допус­тимо.

И в первом, и во втором случае взрослые должны сразу же выра­зить свое отношение к поведению малыша, но используя нейтраль­ные фразы, а ни в коем случае не отвечая агрессией. Например: «Когда ты делаешь так, мне больно» или «Когда ты хватаешь меня за волосы, меня это очень обижает». Одновременно выскажите, какие действия вы хотели бы видеть: «Мне очень нравится, когда ты гладишь мои волосы» или «Когда мы с тобой обнимаемся, мне очень тепло и уютно».

Бывает, что агрессивные действия ребенка по отношению к роди­телям вызваны своеобразным «чувством мести». Дело в том, что в этом возрасте у ребенка активно формируется представление о людях, ко­торые его окружают. Это представление, как правило, является двой­ственным: в какие-то моменты ребенок воспринимает родителей Как «хороших», а в какие-то - как «плохих». С одной стороны, родите­ли - источник заботы, безопасности, внимания, но с другой -- они выставляют требования и ограничения: нужно спать днем, убирать игрушки, нельзя трогать эту вещь, сюда не надо ходить... В такие мо­менты мама - «плохая», она требовательна, она ограничивает сво­боду. Как следствие, ребенок «наказывает» родителей агрессивными действиями. Но поскольку он знает, что мама вообще-то добрая и лю­бимая, он сразу же начинает извиняться, ласкаться. Важно спокойно относиться к таким проявлениям, не приписывая малышу ярлык «злой» или «агрессивный», но не забывать сообщать ему о неприем­лемости такого поведения и о чувствах, которые оно у вас вызывает.

Нормально ли, что ребенок (ему еще не исполнился год) часто пере­ключает внимание с одного предмета на другой?

Это абсолютно нормально. Ваш ребенок еще не способен подолгу сосредоточиваться, его внимание часто и быстро переключается с одного объекта на другой. Внимание в этом возрасте непроизволь­ное: малыш пока не умеет им управлять - скорее, внешняя среда управляет вниманием ребенка и организует его поведение. Поэтому малыша привлекает все яркое, громкое, быстрое, изменчивое, а если появляется другой, непохожий, более яркий, новый раздражитель (это может быть другая игрушка, взрослый, лай собаки за окном или зво­нок в дверь), ребенок быстро переключается на него.

Специалисты отмечают, что если к году произвольное внимание (внимание, которым человек может управлять и не отвлекаться на посторонние раздражители) для малышей не характерно, то к двум годам оно развито у 90% детей. Поэтому временной интервал от года до двух лет считается переходным периодом от непроизвольного вни­мания к произвольному, это время благоприятно для формирования и развития произвольного внимания.

Как происходит это развитие?

Сперва у ребенка формируется направленность, то есть умение выделять предмет из множества других и умение фокусироваться на нем пусть даже на несколько секунд.

Дальше - к году - у ребенка формируется избирательность вни­мания: умение выделять предмет по указанию взрослого. Например, когда мама просит ребенка найти бабушку, показать, где сидит заяц, найти нужную игрушку, взрослый указывает на предмет, а ребенок находит его и вычленяет из окружающего мира.

В возрасте года-полутора лет у ребенка начинает формироваться и развиваться устойчивость внимания - способность удерживать предмет в поле сознания на определенный срок. Причем время та­кой устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. И если годовалый малыш может заниматься одной деятельно­стью в течение 12-15 секунд, то в полтора года это время возрастает в 10 раз, то есть до двух с половиной минут!

Что можно порекомендовать родителям для развития произволь­ного внимания у детей в период от года до двух лет?

•     Наиболее устойчивое внимание ребенок проявляет в активной деятельности. Поэтому, уважаемые родители, предлагайте и организуйте вашему малышу возможность для проявления его активности и любознательности. Пусть ребенок занимается тем, что ему интересно. Это способствует развитию интеллекта - он будет лучше понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Кроме того, ребенок реализует потребность в информации, в новых ощущениях, впечатлениях, удовлетворяет свою любо­знательность.

•     Количество игрушек, которые вы предлагаете ребенку для игры, должно увеличиваться постепенно. Не нужно выкладывать пе­ред малышом все игрушки, какие имеются в доме, - он будет хаотично перебирать их и в конечном счете не сможет остано­вить свой выбор на какой-то одной. Лучше ограничиться дву­мя-тремя и добавлять новую игрушку раз в неделю. Тогда ребенok лучше «познакомится» с теми игрушками, которые у него есть: узнать, каковы их особенности и возможности, как они устроены, что с ними можно делать, во что играть...  

•      Не давайте ребенку смотреть рекламу по телевизору. Дело в том, что реклама своей яркостью, контрастностью, быстрой и гром­костью обращена к непроизвольному вниманию, поэтому и при­влекает ребенка. Для развития произвольности показывайте ребенку старые советские мультфильмы. Их сюжет растянут, действия протекают медленно и плавно, просмотр требует кон­центрации, что способствует развитию устойчивости внимания.

•      «Проговаривайте» те действия, которые совершает ребенок или вы делаете вместе с ним. Это удерживает внимание ребенка на данном действии и не дает ему отвлекаться на другие вещи. В дальнейшем, когда ребенок сможет самостоятельно говорить, пусть он сам комментирует то, что делает. Это повышает устой­чивость и концентрацию, ведь речь контролирует внимание.

Ребенку 1 год 6 месяцев, он мало говорит. Что делать, как подвиг­нуть его к тому, чтобы говорил больше? Как развивать речь?

Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет опреде­лять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление лич­ности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку. Нормально ли это?

Прежде всего, следует немного рассказать о возрастных особен-ностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем дет­стве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенству­ется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавлива­ет связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий ска­чок в развитии понимания происходит в период между годом и полу­тора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого-либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, по­нимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.

  Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты считают, что в норме

•      в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;

•      в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;

•      в 2 года количество возрастает до 300 слов!

При этом в период от года до двух лет ребенок в основном исполь­зует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее.,. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.

При определении задержки или недоразвития речи у ребенка не­обходимо, конечно, опираться на возрастные нормы и учитывать их, но в то же время важно обращать внимание на индивидуальные особенности развития. Дело в том, что в период раннего детства раз­витие идет резкими скачками: сегодня ребенок что-то не делает, а зав­тра вдруг начинает активно использовать новый навык в жизни. На­пример, еще вчера малыш лишь ползал, мог встать при поддержке взрослого и сделать всего несколько шагов. А сегодня он вдруг от­пускает вашу руку и идет самостоятельно. Многое в этом возрасте ребенок начинает делать одномоментно, и взрослым бывает трудно уловить тот момент, когда он оказывается готов к реализации своих возможностей.

Незначительная задержка развития речи может наблюдаться и у абсолютно здорового малыша - это тоже норма. Известно, напри­мер, что девочки в среднем начинают ходить и говорить на 1-3 меся­ца раньше, чем мальчики. Поздноговорящие дети часто долго мол­чат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высо­ким коэффициентом интеллектуального развития. Специалисты так­же отмечают, что значительную роль в освоении речи играет и на­следственный фактор. Поинтересуйтесь у своих родителей, когда вы сами стали говорить. Считается, что, если поздно заговорил кто-то из родителей (или тем более оба), вероятность того, что относитель­но поздно заговорят их дети, существенно повышается.

Бить тревогу необходимо только в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрос­лого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития, тесно связанной с осо­бенностями биологического созревания нервной системы. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом слу­чае необходимо проконсультироваться у специалиста: отоларинголо­га, невропатолога, психолога, логопеда.

 
Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем испра­вить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?

Первое. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослы­ми и копируя их поведение.

Второе. Четко и ясно проговаривайте свои слова. Ребенок начи­нает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сю­сюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. При этом вы можете прекрасно понимать тот «тарабар­ский» язык, на котором говорит ребенок, и спокойно общаться с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребенок не сможет общаться с другими людьми - они его просто не поймут. А непонимание обыч­но вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от даль­нейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправ­ляйте ребенка, если он неверно произносит слова,

Третье. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Сти­мулируйте у него звукоподражание; «Как говорит киска? Как гово­рит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятель­ность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.

Четвертое. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мел­кой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, по­тому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскраши­вает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких дви­жений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести ма­лыш в том или ином возрасте. Хотелось бы еще раз обратить внима­ние родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в дан­ный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет вре­мя, и с вашей помощью он этому обязательно научится.

Итак, обратимся к тому, что же должен уметь делать ребенок в воз­расте двух лет.

Область физического развития включает в себя оценку двигатель­ных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему по­знавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

Координация движений определяется развитием большой и мел­кой моторики.

Большая моторика - это все те движения, которые связаны с пе­редвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:

•      умеет бегать;

•      умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;

•      умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге);

•      может маршировать;

•      может ударить по мячу ногой;

•      может ходить задом наперед;

•      способен сохранять равновесие на перекладине.

Мелкая моторика - это точные и плавные движения рук, а также юс координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрас­ту ребенок должен уметь:

•      рисовать вертикальную линию;

•      строить башню или дом из 4-6 кубиков;

•      резать бумагу, держа ножницы одной рукой.

Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у ма­лыша начинает развиваться право- илилеворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочита­ет выполнять интересные для него задания. Но пока это только тре­нировка рук, и сказать окончательно, кем является ваш ребенок - левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5 годам.
Основная задача на данном этапе - продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что, как мы уже говорили, отве­чая на предыдущий вопрос, в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Ученые выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близос­ти к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мел­кую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

Область познавательного, или интеллектуального, развития рассмат­ривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Оценить степень развития психических процессов у ребенка к двум годам можно по следующим критериям:

•      малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт;

•      выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия;

•      повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых;

•      стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изу­чить его (проявление исследовательской позиции);

•      знает 130-200 слов;

•      объединяет слова в простые предложения и короткие фразы,

В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуаль­ное развитие ребенка. Психологи называют период от 1,5 до 3 лет сен­ситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказы­ваются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствую­щей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, разви­вается способность связно выражать мысли в речевой форме, совер­шенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают. Какие же реко­мендации можно дать взрослым, чтобы стимулировать и активизи­ровать речь малыша?

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. Итак, к двум годам ребенок должен уметь:

•          проситься и ходить на горшок;

•          заинтересованно относиться к процессу одевания - охотно при­нимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают боти­ночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться;

•          мыть и вытирать руки;

•          есть самостоятельно и уметь пить из чашки;

•          уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой;

•          чистить зубы с помощью взрослого;

•          имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).

Что должен уметь делать ребенок к 3 годам? Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?

Три года - очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознатель­ным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрос­лых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения. В три года малыш уже имеет до­статочно обширный круг знаний об окружающем мире - он позна­комился с ним через собственную деятельность и общение, с помо­щью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят  социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тре­нируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения. LНеобходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом расте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освое­ние новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Область познавательного, или интеллектуального, развития рассмат­ривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Степень развития психических процессов стрем годам можно оценить по следующим признакам:

ребенок знает 1200-1500 слов, не только знает и понимает сло­ва, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предме­ты, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;   

•      усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существитель­ные, глаголы и прилагательные (но последние редко);

•      знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квад­рат, многоугольник);

•      знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

•      знает такие понятия, как «один - много», «большой - ма­ленький*;

•      понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

•      может сложить по представленному образцу картинку из 3-5 ча­стей;

•      начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

•      отгадывает загадки;

•      слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

•      рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными тем­пами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько вре­мени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неуме­ние малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Так как ребенок к трем годам уже должен говорить, то, очевидно, что он готов к тому, чтобы познакомиться с алфавитом. Это первый и достаточно важный шаг на пути освоения ребенком чтения, потому что от него во многом будет зависеть, понравится ребенку сам про­цесс чтения, или он будет воспринимать его как нудное и неинтерес­ное занятие. Поэтому обучение буквам в данном возрасте должно быть для ребенка игрой, интересным захватывающим действием, что тре­бует от взрослых проявления творчества и нестандартных решений. Если малыш не испытывает никого интереса к «букашкам», которые нарисованы в книгах, не стоит его заставлять. Подождите, значит, время для этого еще не пришло.

А если интерес к буквам у малыша присутствует - как удовлетво­рить его и изучить алфавит?

Один из наиболее распространенных и работающих методов: из разноцветного картона вырезаются большие красочные буквы и при­клеиваются в квартире на те предметы, с которых они начинаются. 

Например, на окно клеится буква «О», на диван - «Д» и так далее. Важно, чтобы они были видны ребенку, чтобы взрослые указывали на эти буквы, когда произносят эти слова.

Ребенка во многом привлекает совместная деятельность со взрос­лым, и поэтому можно придумать сказку, в которой каждый день бу­дут возникать новые персонажи - буквы алфавита. Начинать необ­ходимо с гласных, так как потом, при изучении согласных звуков, можно будет плавно перейти к слогам. Для начала можно с ребенком придумать и сделать, нарисовать или обозначить, например, на сте­не или в альбоме дом, где будут жить персонажи. Из подручных мате­риалов (бумага, проволока, пластилин, пенопласт, ткань, пуговицы - всего того, что можно найти дома) вместе с ребенком вы создаете пер­сонаж, например, букву «А», и по ходу работы рассказываете сказку: что это за буква, какой у нее характер, что с ней произошло... Обяза­тельно необходимо показать ребенку, как пишется эта буква, чтобы он лучше ее запомнил. Можно предложить ребенку сделать «фото­графию» этой буквы, то есть обвести ее на листе бумаги, или напи­сать букву пунктиром, чтобы ребенок ее обвел. Пусть на прогулке малыш найдет персонажей вашей сказки на рекламной вывеске или в названии магазина.

Подобных способов можно описать много - здесь все зависит от количества усилий, которые вы, как родители, готовы приложить, а также от вашего творческого подхода и фантазии.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

•      есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навы­ки и правила поведения;

•      одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;

•      знать последовательность раздевания и складывания одежды;

•      замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, раз­вязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим:

ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и прияте­лей для совместных игр;
 

•     появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

•     ребенок называет других по имени;

•     ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных си­туаций;

•     «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрос­лые, заранее видеть возможные результаты собственных дей­ствий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, поче­му именно эти действия он совершил.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет проис­ходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятель­но - даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разо­брать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопыт­ства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребе­нок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь - это не навсегда.

 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна