Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Учимся владеть собой

Учимся владеть собой
 
Одно из самых распространенных заблуждений родителей - озабоченность прежде всего интеллектуальным или физическим развитием ребенка. Мы гор­димся его успехами в школе, достижениями в олимпиадах или спортивных со­ревнованиях, тревожимся, если заболел или проиграл. Перед поступлением в школу учим читать, писать и считать. Но гораздо меньше внимания уделяем тому, что он чувствует, как переживает те или иные события. Вот только если страхи появились или совсем перестал улыбаться, обращаем внимание. Такой подход не самый конструктивный. Сфера чувств - важнейшая область челове­ческого развития. То, как человек умеет распознавать и обозначать свои эмо­ции, напрямую связано с тем, как он умеет с ними справляться, регулировать свое состояние. Не менее важна способность принимать свои чувства, не сты­диться их и выражать их. Благополучие в эмоциональном развитии сказывается в первую очередь на самооценке человека. По большому счету, самооценка - это в первую очередь эмоциональное отношение к себе: «Нравлюсь я себе или нет?*, а значит, верю в себя или не верю. А адекватность самооценки, а значит, в большой степени и уверенность в себе сказываются и на активности, и на спо­собности ставить и достигать цели, и на умении дружить и занимать лидерские позиции. В то же время собственный эмоциональный комфорт и умение осоз­навать и контролировать собственные чувства - залог умения видеть и чутко реагировать на эмоции других. Так что, если мы хотим видеть своего ребенка действительно успешным, уверенным и счастливым человеком, следует быть внимательными и чуткими к его чувствам и переживаниям, принимая их, под­держивая позитивные и помогая справляться с негативными.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпус­тить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий пе­вец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была доста­точно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребен­ка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, ко­торые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмыс­ливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной ак­тивности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структури­ровать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично впле­тались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в сле­дующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предло­жение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Воз­можно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в дан­ный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете за­ранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активно­сти. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможе­ния у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на дет­ских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, по­лос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снеж­ками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких ак­тивных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог прило­жить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возмож­ностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного по­виновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведе­нием ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то до­статочно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое собы­тие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учит­ся взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чув­ства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полу­тора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малы­ша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малы­ша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Как справляться с детской ранимостью?

Ранимость или повышенная чувствительность к внешним воздей­ствиям может возникнуть в раннем детстве и со временем перейти в свойство личности. Даже среди взрослых мы можем встретить осо­бенно впечатлительных, эмоциональных людей, у которых незначи^ тельные события могут вызывать целую гамму переживаний. Чувстви­тельность связана как с особенностями нервной системы человека, так и с его воспитанием.

Чувствительному (ранимому) ребенку сложно контролировать свои эмоции. Он обостренно воспринимает окружающий мир. Реак­ции других людей, новые ситуации вызывают у таких детей большое напряжение. Чувствительного ребенка гораздо легче обидеть, задеть. Но в то же время чувствительных людей часто отличает способность видеть мелкие детали ситуации, тонкие нюансы, которые могут остаться незамеченными для других. Такие личностные особенности могут служить основой тактичности, корректности поведения в бу­дущем.

На таких детей нельзя давить, не стоит авторитарно заставлять их что-то делать. Им необходимо оказывать большую поддержку, осо­бенно в тех случаях, когда ребенку сложно справиться с задачей, пе­режить какой-то эпизод в отношениях с другими людьми. Важно по­буждать ребенка говорить о своих чувствах, страхах, опасениях и помогать ему с ними справляться. Если ребенок маленький, можно попросить его нарисовать рисунок, отражающий его переживания, рассказать историю и вместе обсудить чувства героя. Для подростков важнее анализ конкретной ситуации, обсуждение чувств всех участ­ников, объяснение того, что задевшее подростка слово или действие другого далеко не всегда направлено в его адрес и предназначено для того, чтобы его обидеть. Например, можно предложить перечислить все возможные «смыслы», которые стоят затем или иным действием. «Ты расстроен, что друг проигнорировал твои слова и не принял твое предложение. Как ты думаешь, почему он мог так поступить?» Далее стоит набрать банк возможных причин того или иного поведения. И наверняка помимо «он сделал это намеренно, потому что мое мне­ние ему неинтересно» появятся другие варианты, предположим:

• «Просто не расслышал»;

• «Был занят своими мыслями, совсем не обо мне»;

• «Сам придумал интересное решение и хотел рассказать мне пер­вый»;

• «У него болит голова, и он занят только этой проблемой»;

• «Я недостаточно четко и ясно объяснил свою позицию».

Такая простая демонстрация вариативности причин поведения других людей может помочь подростку увидеть ситуацию с другой стороны, понять, что далеко не всегда то, что воспринимается им как обида, действительно имело целью задеть его.

Необходимо помогать ребенку перерабатывать опыт и находить приемлемые варианты поведения в сложных ситуациях в будущем. Дайте ребенку понять, что его переживания нормальны, вы их пони­маете и принимаете, но с ними можно и нужно научиться справлять­ся. Старайтесь вместе искать рациональные решения конфликтных и других значимых ситуаций.

Чувствительные дети могут с трудом воспринимать критику, и по­этому, если вы хотите «поругать» чадо за что-либо, вам необходимо формулировать свои требования в наиболее мягкой форме и предъяв­лять их спокойным голосом. Важно указать, что именно вы требуете от ребенка, не критиковать его личностные особенности и вместе искать иные способы поведения.

Дочка учится в 11-м классе. Слишком близко к сердцу принимает незначительные проблемы. Например, плачет из-зо оценок, «тройка» - это трагедия. Чем ей помочь?

Подростковая чувствительность - довольно распространенное явление. Обусловлены такие особенности могут быть разными при­чинами. Чувствительность к целому ряду явлений и событий, кото­рые могут быть не замечены другими, отличает людей с меланхоли­ческим темпераментом. Темперамент связан с особенностями нервной системы человека, и менять его трудно, да и не полезно, но важно учитывать при выборе профессии. Люди, обладающие повы­шенной чувствительностью, обычно отличаются чуткостью, тактом, вниманием. Но им трудно переносить длительное напряжение, мно­гочисленные контакты. Помочь в адаптации к реальности, где быва­ют и жесткие, и стрессовые ситуации, может развитие навыков регу­ляции своего эмоционального состояния, умения расслабляться, поиска рациональных вариантов разрешения ситуаций.

В то же время чрезмерная чувствительность может быть обуслов­лена личностными особенностями, прежде всего степенью уверен­ности в себе. Неуверенный в себе человек не имеет внутренней опо­ры, он испытывает дискомфорт и напряжение и вынужден все время ждать подкрепления своего мнения о себе. Он становится крайне чув­ствительным к оценкам других людей, их мнению о себе, а не полу­чая одобрения, признания своих заслуг, снова переживает. В этом случае речь идет о повышении самооценки и развитии уверенности.
В подростковом и юношеском возрасте способствовать этому могут реальные достижения, опыт которых будет закрепляться и поддер­живать внутреннюю уверенность, а также мнения и оценки со сторо­ны значимых людей - педагогов, друзей. К сожалению, только ро­дительской любви и заботы подростку уже недостаточно.

И наконец, еще одной причиной чрезмерных переживаний из-за оценок в подростковом возрасте может стать разрыв между уровнем притязаний - значимостью и серьезностью тех целей, которые ста­вит перед собой подросток, - и реальными ресурсами. Возможно, стоит пересмотреть ожидаемые достижения, соотнести их с реальны­ми способностями в той или иной области и ставить более реалис­тичные цели. Ведь принятие себя и самоуважение совсем не обяза­тельно предполагают успешность абсолютно во всем. Человек может понимать, что есть области, в которых он не является лидером и по­бедителем, но зато он хорошо справляется с задачами другого рода. А человек, способный принимать себя таким, какой он есть, гораздо более уверен в себе.

Моей дочке скоро 15 лет, Она хорошо учится, ласкова, спокойная, Но беспокоит, что девочка очень переживает из-за ответов на уроках. А перед контрольными вообще не спит ночи. Любая новая ситуация для нее проблема и повод для беспокойства. А ведь ей еще столько экзаме­нов в жизни сдавать, неужели каждый раз предстоит испытывать такие тревоги?

Описанная ситуация нередко встречается в рассказах родителей, учителей или самих подростков. Причины ее могут быть следующими.

Первая - недостаточно развитая уверенность в себе. Это качество совершенно необходимо для успешного общения, достижения резуль­тата в любом деле. К сожалению, недостаток уверенности может при­вести к тому, что даже талантливые, умные и трудолюбивые люди оказываются неспособными реализовать свой потенциал, проявить себя в полной мере.

В разные возрастные периоды на развитие уверенности оказыва­ют влияние различные стороны жизни ребенка и отношение к нему окружающих. Для дошкольников, младших школьников уверенность в первую очередь связана с отношением окружающих взрослых, преж­де всего родителей, воспитателей, учителей. Однако постепенно все большее значение приобретают реальные достижения, результаты, успехи или неудачи, а также оценки и мнения сверстников. В подрост­ковом возрасте, а именно о нем говорит автор вопроса, просто под­держки родителей и даже учителей для повышения уверенности явно недостаточно. Необходим опыт удач и преодоления сложных ситуа­ций: «Я смог», «У меня получилось*. И вторая важная сторона - ува­жение, признание в среде сверстников, мнение и оценки которых чрезвычайно важны для подростков. В реальной жизни не всегда есть возможность получить это признание и уважение - в этом случае ребенку поможет специальная групповая работа в рамках тренинга развития уверенности.

Другая возможная причина - особенности нервной системы и пло­хо развитые навыки управления своим эмоциональным состоянием. Тогда стоит подумать о том, чтобы научиться упражнениям на расслаб­ление и концентрацию, умению контролировать свое состояние.

И наконец, третья вероятная причина излишних волнений под­ростка (да и взрослого человека) - излишняя мотивация, желание добиться успеха и справиться с делом, заданием наилучшим спосо­бом, Такое явление называется «перфекционизм» - стремление к совершенству, Как ни парадоксально это звучит, перфекционизм за­частую становится причиной неудач, отказов от деятельности и пре­пятствует эффективной реализации человека, В таком случае стоит учиться ставить цели и планировать их достижение рационально и разумно, не жалея себя, но и не завышая планку.

В любом случае поддержка излишне тревожного подростка или ребенка должна состоять в демонстрации ему других моделей пове­дения: спокойного, рационального отношения к различным исходам вызывающих волнение событий, возможно, с юмором, возможно, с поиском позитивных сторон, которые можно найти в любой, даже самой трагичной ситуации. «Если ты не справишься с контрольной, тебе придется позаниматься еще, и ты в конце концов будешь знать этот материал лучше всех»; «Что случится, если ты не справишься с заданием? Жизнь закончится? С тобой никто не будет дружить? Эта контрольная - цель твоей жизни?»; «Нет ничего полезнее опыта пре­одоленных трудностей. Завтра, может, ничего и не получится, но зато как здорово будет послезавтра, когда ты справишься».

Я вижу, что мой ребенок стеснительный. Как ему можно помочь?

Стеснительность как свойство личности действительно выступа­ет как барьер, влияющий на особенности общения ребенка с други­ми людьми, его учебу, успешность в любых делах, требующих «предъявления» себя, отстаивания своей позиции, несущих элемент конкуренции.

Стеснительность может проявляться в различных ситуациях: ког­да ребенок хочет познакомиться с кем-либо, отвечает у доски, когда взрослые (родственники, знакомые:/ просят его что-то рассказать, например, о себе.

Стеснительность - это целый комплекс эмоциональных пережи­ваний, который может выражаться как на уровне вегетативных реак­ций (покраснение, бледность, дрожь), так и в поведении - ребенок не может произнести ни слова, замыкается в себе, отказывается при­нимать участие в игре, конкурсе, соревновании.

Стеснительность напрямую связана с неуверенностью ребенка в себе и, как следствие, с боязнью показаться смешным, нелепым, с опасением получить негативную оценку себя, своих действий от окружающих - сверстников, учителей, незнакомых людей. Важно иметь представление о том, какие ситуации вызывают у вашего ре­бенка особое напряжение, когда он стесняется, и что он чувствует при этом. Эту информацию вы можете получить, наблюдая за пове­дением ребенка, а также поговорив с ним об этом.

Неуверенность в себе имеет непосредственное отношение к адек­ватности самооценки. Если ребенок не верит в собственные силы, постоянно переживает, что у него что-то не получится, недоволен собой, своим внешним видом, своими достижениями, то это явные сигналы того, что необходимо помочь ему поверить в себя. На такого ребенка не стоит давить. Необходимо мягко и постепенно помогать ему найти в себе положительные стороны, почувствовать свою значимость. Для младших детей важную роль играет оценка окружа­ющими результатов их деятельности, успехов и просто личных ка­честв - красоты, аккуратности, хорошего голоса или грациозности, математических способностей и остроумия. У каждого ребенка есть множество черт, которые можно оценить и отметить. По мере взрос­ления более важным фактором, влияющим на уверенность, стано­вятся собственные достижения и успехи. Чем больше областей, в ко­торых ребенок может быть успешным и видеть реальные результаты, тем больше шансов, что он не будет робким и стеснительным, - ведь у него есть опыт успехов и достижений.

Одновременно преодолевать стеснительность можно с помощью тренировки, формируя такие ситуации, где ребенок может попробо­вать себя, свои силы. Здесь необходимо соблюдать принцип «от про­стого к сложному», то есть вначале давать задания, с которыми ребе­нок точно сможет справиться. Например, когда вы вместе находитесь в магазине, попросите ребенка что-нибудь самостоятельно купить; когда у вас гости - попросите его накрыть на стол; когда вы гуляете там, где есть другие дети, - помогите ему с ними познакомиться. Пусть ребенок почувствует, что он может самостоятельно делать мно­гие вещи и что при этом не происходит ничего страшного. Важно поддерживать ребенка, чаще его хвалить, указывать ему на то, с чем он справился сам, и поощрять его самостоятельность в этом направ­лении. Необходимо, чтобы у ребенка накопился позитивный опыт поведения в различных ситуациях. Если же случаются какие-то про­махи, то не следует акцентировать на них внимание ребенка. Нужно помочь ему справиться со своими эмоциями по этому поводу и вмес­те найти конструктивные способы поведения, которые можно будет использовать в следующий раз.

Что делать, если ребенок (мальчик, 7лет) холерик?

Темперамент включает те индивидуальные особенности челове­ка, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторо­ны его поведения. Свойства темперамента являются преимуществен­но врожденными, они становятся заметными уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные пе­риоды. У взрослых людей особенности темперамента сглаживаются, человек научается управлять своим поведением, контролировать вы­ражение чувств и двигательную активность. У детей же черты темпе­рамента могут быть выражены особенно ярко и отчетливо. Как относиться к проявлению темперамента ребенка? Лучше всего не пы­таться его переделывать, а изучать и принимать таким, как есть.

Дети-холерики отличаются тем, что они очень активны, подвиж­ны и общительны. Они неутомимы и практически не могут усидеть на месте. Их настроение и переживания переменчивы: только что ребенок-холерик был радостен, а через секунду он уже раздражен и чем-то расстроен. Еще минуту назад он мог сидеть печальным в сто­роне, и вот он уже активен и опять в гуще событий. Такого ребенка отличает возбудимость, поэтому его поведение может характеризо­ваться общей активностью, импульсивностью. Он прежде всего ори­ентирован на внешнюю среду и ищет дополнительные стимулы для приложения своей энергии. Дети-холерики весьма общительны, бы­стро вступают в контакт и со взрослыми, и с детьми. Холерик чаще всего оптимистично настроен, однако может быть раздражителен, агрессивен, обидчив - особенно если его не понимают, не идут ему навстречу

Конечно, все эти особенности накладывают отпечаток на проте­кание игр и школьных занятий у ребенка-холерика. Такие дети спо­койно переносят шум и зачастую сами его создают. Им требуется не­много своего пространства (в отличие, например, от меланхоликов и флегматиков). Они постоянно находятся в движении и всегда оказы­ваются в гуще любых событий.
Холерикам, как, впрочем, и меланхоликам, свойственны внезап­ные капризы, проявления агрессии, слезы без всякой причины. В эти минуты ребенка можно переключить на другое занятие, заинтересо­вать чем-либо или просто успокоить. Будет замечательно, если вы научитесь предугадывать, когда ребенок может на что-то разозлить­ся или расплакаться, и начнете воздействовать заранее. Если вы за­метили, что у ребенка плохое настроение, постарайтесь во избежа­ние возникновения конфликтов создать более дружелюбную атмосферу. Если ребенок явно перевозбудился, попробуйте отвести его в сторону, в спокойное место, погладить, может быть, сделать массаж.

Непременное условие того, что ребенок-холерик научится регу­лировать собственные эмоции, - ваш пример, ваше умение сдержи­вать проявление собственных бурных эмоциональных реакций. По­рой некоторые родители могут накричать на ребенка или сказать ему что-то в грубой форме - такие реакции ребенок запоминает и будет в скором времени демонстрировать в общении как со сверстниками, так и с самими родителями. Поэтому, находясь в возмущении от ка­кой-либо выходки вашего чада, постарайтесь на минуточку остано­виться и подумать, как вам действовать в данный момент, что ска­зать, чтобы ребенок услышал ваши слова.

Также постарайтесь учитывать в своих действиях темп холериков: они очень быстрые и поэтому не могут долго ждать. Если вы, гото­вясь к прогулке, будете долго одеваться, отвлекаться на разговоры с кем-то, ребенок может либо совсем потерять интерес к прогулке, либо проявить агрессию. Не забывайте и о темпе речи: в «трудные» мину­ты постарайтесь быть спокойнее, говорить ровно и размеренно,

Сочувствие и сострадание - хорошо это для подростка или плохо?

Повышенное сочувствие и сопереживание - типичное состояние в подростковом возрасте. Чрезмерная чувствительность, эмоциональ­ная включенность в переживания других людей связаны с тем, что сам ребенок имеет еще очень небольшой опыт проживания жизнен­ных ситуаций, нахождения выхода из сложных житейских коллизий. Любые новые ситуации и события, даже если они происходят с дру­гими, воспринимаются подростком с большим интересом и внима­нием, Услышав ту или иную историю о происшедшем с другим чело­веком, подросток невольно задается вопросом: «А как бы я поступил в такой ситуации? А что бы чувствовал я?»

Опасность существует в том, что иногда истории других так захва­тывают своей необычностью, что подросток теряет способность адекватно вырабатывать самостоятельное отношение к ситуации. Эмо­ции овладевают им и заменяют его собственные чувства и опыт. Он становится заложником чужих историй, чужих судеб, чужого опыта. И порою переживания сочувствующего бывают более эмоционально окрашены, чем чувства непосредственного участника.

Отмечается и другая крайность, когда подросток не видит того, что происходит с другими людьми. О таких людях говорят, как о чер­ствых и безразличных. Но в подростковом возрасте это часто лишь защитная реакция. И если в первом случае можно говорить об узком и однообразном круге общения, нехватке опыта или наличии только благоприятного опыта, когда все люди воспринимаются как источ­ник поощрения, то во втором случае ситуация иная. Подросток ско­рее чрезмерно осторожен, он испытывает недоверие к окружающим и ожидает критичного, оценочного отношения к себе. В его опыте преобладают скоре неудачные, тревожащие его ситуации общения и взаимодействия с окружающими, которые и вызывают потребность «защищаться» или занимать позицию наблюдателя, не «включаясь» эмоционально.

В любом случае и чрезмерная замкнутость, и чрезмерная чувстви­тельность - следствие нехватки опыта и узости круга общения. Взрос­лому в подобных ситуациях стоит не переживать за ребенка чрезмер­но и не раздражаться на его «бесчувственность», а открыто обсуждать с ребенком его впечатления, выражая свои чувства и отношение к происходящему, демонстрируя рациональный, но не безразличный подход к делу. Ведь нередко мы сами создаем для ребенка модель ре­агирования на события. Наша чувствительность и тревога о том, что происходит вокруг нас, с близкими и значимыми для нас людьми, и то, как мы это выражаем, передается и нашим детям.

 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна