Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Особенности роста и развития ребенка » Физическое развитие детей первого года жизни ( грудной период)

Особенности роста и развития ребенка: Физическое развитие детей первого года жизни ( грудной период)
   
 
Физическое развитие детей первого года жизни ( грудной период)
Никогда люди не растут так быстро, как в первый год жизни. В возрасте 12 месяцев большинство мла­денцев весят в 8 раза больше и становятся в 1,5 раза крупнее, чем при рождении. По этой причине период новорожденности и грудной возраст требуют к себе особого внимания со стороны и родителей, и медиков.

Младенцы - известные оригиналы. Свои способ­ности и умения они часто проявляют совершенно нео­жиданно и все по-разному. Но определенные навыки к определенному сроку обязательно освоит каждый. Молодые мамы любят сравнивать своих малышей и хвастаться их успехами: кто раньше сел, пошел, ска­зал первое слово. Но у каждого свой «график» жизни, каждый младенец развивается индивидуально, толь­ко с ему присущей скоростью, и нет разумных основа­ний для форсирования тех или иных стадий и этапов, тем более для специальных «тренировок». Нельзя на­стаивать на чем-то, следует дать малышу время, которое отпущено природой для развития именно ему. Не надо волноваться: ребенок обязательно научится все­му, что ему положено уметь.

Выделяют следующие этапы развития ребенка до 1 года: период новорожденности (первые 28 дней) и грудной возраст (от 1 месяца до 1 года),

В периоде новорожденности различают ранний пе­риод (первые 7 дней) и поздний период (следующие 21 день).

В грудничковом возрасте традиционно выделяют кварталы: 3, 6, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

На каждом из этих возрастных этапов формируют­ся важные специфические функции, которые могут служить показателем возрастного развития и опреде­ляют его последующий ход.

Самый сложный период в жизни ребенка - это пе­риод новорожденности (второй по сложности - под­ростковый возраст). Ребенок рождается с далеко еще не законченным развитием всех органов и тканей, ко­торые уже после рождения постепенно совершенству­ются и приближаются по своему строению и функци­ям к органам взрослого человека.

Вот малыша принесли из роддома, и сначала для всех окружающих его взрослых полная загадка, что думает этот 'маленький человечек, что означают его покряхтывания, движения кулачками. Но постепен­но мамы и папы успешно начинают компенсировать полное незнание малыша своими чувствами, эмоция­ми, интуицией. Происходит взаимный процесс узна­вания друг друга.

Подробное изучение основных сторон развития ре­бенка первого года жизни обусловлено тем, что это са­мый трудный и ответственный период не только для ребенка, но и для его родителей, медиков.

Врачи-педиатры при первых посещениях, оцени­вая состояние ребенка, исходят из таких показателей, как вес, рост, питание, развитие двигательных функ-

ций, социальная активность (общение), функциони­рование кишечйика (стул), сон, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, других членов семьи. Кроме того, врачи и родители ориентируются на основные ступени развития ребенка: умение дер­жать голову, сидеть, ползать, ходить. Обращают вни­мание на развитие моторики руки: удерживание иг­рушки, точность движений руки и пальцев, перекла­дывание игрушки из одной руки в другую, способность малыша брать мелкие предметы.

Прежде всего надо обязательно учитывать, что тем-пы роста и развития младенцев просто стремительны. Неправильное питание, плохие окружающие условия, частые болезни могут нарушить развитие ребенка. Важнейшие показатели физического развития (рост, вес тела, объем головы и груди) помогают оценить со-стояние здоровья младенцев.

Новорожденный ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека, он имеет огромное количе­ство анатомо-физиологических особенностей, отлича­ющих его от грудничковых детей и особенно детей старших возрастных групп: дао и более высокие тем-пы обмена веществ, и особенности развития всех орга­нов и систем.

Только в раннем детском возрасте выявляются оп-ределенны^ состояния, не встречающиеся в других возрастных группах и у взрослых. Малышу нужно

определенное время после рождения для того, чтобы приспособиться к новой жизни, жизни вне материн­ского организма.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный уве­личением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка со­ответственно его возрастному периоду. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, ориентируются на антропометрические данные, психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, развитие навыков и умений, мыс­лительное развитие.

Надо отметить, что развитие мальчиков и девочек неодинаково. Например, уже в момент рождения де­вочка на 20-25% ближе к окончательным пропорци­ям, чем мальчик. Связано это с более быстрыми тем­пами развития женского организма, в том числе и внутриутробного.

У родителей, как правило, возникает множество са­мых разных вопросов относительно того, правильно ли развивается их ребенок. Прежде всего надо знать, что существуют два показателя: рост и вес ребенка, кото­рые и дают ответы на большинство вопросов. Показа­тели веса и роста относят к антропометрическим дан­ным, а метод оценки физического развития ребенка, основанный на этих данных, называется антропомет­рическим. Этот метод считается самым простым и до­стоверным. Длина, масса тела и окружность головы при рождении - отправные точки показателей физи­ческого развития в первый год жизни. Первое, что со­общают роженице, - вес и рост ее малыша.

Родителям следует знать, что плач ни в коем слу­чае не обязательно показатель нарушений в развитии ребенка. Это средство общения малыша с миром. Плач способствует развитию легких и дыхательной муску­латуры. Но в любом случае надо прислушаться и по­нять, чем вызван плач. Не сразу, но все родители на­чинают разбираться в причинах плача новорожденного. И совсем не обязательно плачет мокрый или голод­ный ребенок - иногда малышу просто требуется вни­мание.

Следует помнить, что сроки, в которые ребенок дол­жен «уложиться» на основании всех положенных ему навыков и умений, ориентированы на 90% среднеста­тистических детей. Оценка развития младенца дела­ется не только по моторным (двигательным) способностям. Это, конечно, существенный показатель общего развития, но имеются и другие, не менее важные кри­терии (например, уровень зрелости нервной системы и многое другое).

Рассмотрим основные особенности физического развития ребенка, прежде всего данные роста. Длина тела (рост) новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см (средняя - 50,5 см). Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек - 50,2 см.

Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:

ДТ (для первых трех месяцев жизни) = = ДТ (при рождении) + 3 х М,

где: ДТ - длина тела; N - число месяцев жизни; 3 см - средняя ежемесячная прибавка длины тела.

Например, при рождении рост малыша составлял 50 см, каким должен быть рост в 3 месяца? Считаем по формуле: 50 + 3 х 3 = 59 см.

Для второго квартала жизни (4-6 месяцев) ежеме­сячное увеличение роста составляет 2,5 см, для третье­го квартала жизни (7-9 месяцев) - 2-1,75 см. В чет­вертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см ежемесячно.

Рост подвижному малышу измерить непросто, не­обходимо, чтобы его тело лежало ровно, ножки были выпрямлены. Измерение роста детей до 1 года произ­водится специальным ростомером, имеющимся в каж­дой детской поликлинике: это широкая пластмассо­вая или деревянная доска длиной 80 см и шириной 40 см, на которой нанесена сантиметровая шкала. На одной стороне ростомера имеется неподвижная попе­речная планка, на другой - подвижная, легко пере­двигающаяся по сантиметровой шкале. Малыша ук­ладывают на ростомер спиной таким образом, чтобы голова плотно фиксировалась к неподвижной планке, ноги ребенка выпрямляют легким надавливанием левой руки на колени. Правой рукой подводят подвиж­ную планку и плотно прижимают к пяткам. Расстоя­ние между двумя планками и будет соответствовать величине роста измеряемого малыша.

В течение первого года жизни младенцы выраста­ют в среднем на 25 - 27 см. Рост годовалого ребенка со­ставляет 75-77 см.

Масса тела - это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношен­ных новорожденных колеблется в пределах 2700-4000 г.

По данным большого количества исследований, средний вес новорожденного мальчика составляет 3200-3500 г (средний - 3493 г), новорожденной де­вочки - 3200-3400 граммов (средний - 3348 г).

Все мамы должны знать, что в первые дни жизни младенец может терять в весе, это так называемая фи­зиологическая убыль веса, которая в норме не должна превышать 8%. Обычно она возникает в течение пер­вых 3 дней жизни. Однако этот дефицит быстро вос­станавливается, и вес ребенка впоследствии постоян­но увеличивается. Если в доме имеются детские весы, то в первый месяц жизни рекомендуется взвешивать ребенка ежедневно, в последующие 3 месяца - 1 раз в 3 дня, а затем до года - 1 раз в неделю.

Измерять вес малыша желательно в одно и то же время, лучше перед купанием, когда он находится в хорошем расположении духа и настроении. Измере­ние веса малышей до 1 года производится на специ­альных чашечных механических или электронных весах с максимальной нагрузкой 20 кг. Техника взве­шивания не представляет трудностей. Вначале взве­шивается пеленка, для этого следует положить ее на весы так, чтобы края не свешивались с лотка. Затем на весы укладывается ребенок: голова и плечи на ши­рокую часть лотка, ноги - на узкую часть лотка

Определяют вес ребенка вместе с пеленкой, а за­тем из общего веса вычитается вес пеленки, так полу­чают массу тела малыша. Эти данные рекомендуется фиксировать в специальной таблице, на основании которой выводится графическое изображение (график) массы тела. Можно поступить и по-другому: сравнить полученные данные со среднестатистическими пока­зателями.

Врачи-педиатры часто пользуются специальными формулами для вычисления долженствующего веса любого конкретного ребенка. Если вам нравятся фор­мулы, то вы тоже легко можете воспользоваться ими.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:

МТ - МТ (при рождении) Ч- 800 х Ы, где: МТ - ориентировочная масса тела ребенка; 800 г -средняя прибавка массы тела в течение первого полуго­дия; N - возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6).

Например, мальчик родился с массой тела 3200 г, после взвешивания в 2 месяца масса тела оказалась равной 4900. Много это или мало? Считаем по форму­ле: 3200 + 800 х 2 = 4800. Все нормально, малыш хо­рошо прибавляет в весе.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка второго полугодия:

МТ = МТ (при рождении) + (800 х 6) + 400 (М - 6), где: 400 г - средняя прибавка массы тела в течение второго полугодия;    N - возраст ребенка в месяцах.

Нижеприведенный пример поможет вам разобрать­ся в формулах.

При рождении масса тела была 3500 г, сколько дол­жна весить маленькая девочка в 9 месяцев? Вычисля­ем по формуле:

3500 + 800 х 6 + 400 х(9 - в) -= 3500 + 4800 + 1200 - 9500.

Существуют и другие формулы для вычисления правильного среднего веса ребенка первого года жиз­ни. Приведем несколько из них:

МТ - МТ (при рождении) + (600 х 6) + 500 (М - 6); МТ = МТ (при рождении) + (700 х 6) + 500 (М - 6).

Разница при подсчетах по любой формуле невели­ка; подсказать, какой формулой лучше пользоваться вам, может участковый врач-педиатр.

За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе на 25-30 г, с 3-го по 6-й месяц ребе­нок ежедневно прибавляет на 20-25 г, с 6-го по 9-й месяц ежедневная прибавка веса составляет в среднем 15-20 г, и с 9-го по 12-й месяц ежедневная прибавка веса тела - 10-15 г.

Бывают дни, когда вес тела младенца совсем не уве­личивается или же увеличивается незначительно, но в другие дни он прибавляет в весе быстрее, чем обыч­но. Это нормальное явление, и поэтому родители не должны волноваться. Ниже мы приводим простую таб­лицу с примерными данными по приросту веса тела младенцев в первый год жизни:

в среднем должен весить

1-й месяц - 600 г;

2-й месяц - 800 г;

3-й месяц - 800 г;

4-й месяц - 750 г;

5-й месяц - 700 г;

6-й месяц - 650 г;

7-й месяц -• 600 г;

8-й месяц - 550 г;

9-й месяц - 500 г;

10-й месяц - 450 г;

11-й месяц - 400 г;

12-й месяц - 350 г.

Годовалый ребенок 10,5 кг.

В первый год жизни желательно взвешивать ребен­ка каждый месяц, чтобы можно было понять, хорошо ли он растет, достаточно ли ему питания. Указанное ежемесячное прибавление веса тела является ориен­тировочным, оно может колебаться на 100 г в ту или другую сторону. Нередко бывает, что в один месяц ре­бенок прибавляет в весе меньше, чем должно быть, зато в другой - больше, однако средний прирост за не­сколько месяцев соответствует цифрам таблицы. Если систематически каждый месяц вес тела увеличивает­ся ненормально, то надо выяснить причины этого, прежде всего, достаточно ли ему еды.

Не следует радоваться слишком большой прибав­ке в весе у малышей. Если вес тела младенца увеличи­вается слишком быстро, младенец может быстро рас­толстеть, стать восприимчивым к заболеваниям, тя­жело их переносить. В таком случае ограничивайте питание, т. е. давайте еды столько, сколько положено по возрасту, а не столько, сколько он хочет.

Любящая мама или бабушка может скормить еды ребенку больше, чем следует. Это очень вредно для нор­мального развития малыша. Привыкнув к обильному питанию, ребенок будет требовать его все больше и больше и, не получив, станет плакать. Не волнуйтесь, если иногда младенец, съев свою норму, плачет, ищет грудь или бутылочку с молоком. Если вес тела увеличивается нормально, то успокойте плачущего ребен­ка, давая ему вместо еды немного подслащенного чая. Младенца постарше отвлеките, переключив его вни­мание на игрушки, поговорите с ним. Малыша с чрез­мерным аппетитом можно приучить к нормальному питанию в течение 2-3 недель. Только надо, чтобы все домашние кормили его согласно режиму в строго ус­тановленное и привычное для младенца время, а ко­личество пищи соответствовало бы его возрасту.

В таблице 1 указаны средние значения физических данных в зависимости от возраста ребенка первого года

жизни.

Таблица   1

Физические данные

Возраст в месяцах

Средний рост <см)

Средний вес (кг)

Окружность

. грудной клетки

(см)

1

53,3

3,8

36,0

2

57,1

4,8

38,0

3

60,6

5,6

40,0

4

62,6

6,4

41,8

5

64,8

7,0

43,1

6

66,5

7,6

44,3

7

67,9

'8,0

45,1

8

69,0

8,5

46,0

9

70,4

9,0

46,7

10

72,0

9,5

47,0

11

73,3

9,7

47,7

12

74,0

10,6

47,8

13

76,5

11,0

47,8

14

77,5

11,2

48,5

15

79,0

11,5

49,0

16

81,6

11,8

49,3

17

83,0

12,0

49,7

Физическая активность малыша неразрывно свя­зана с психическим развитием. Ребенок может быть еще совсем мал, а нервно-психические расстройства у него уже проявляются* В приведенной ниже таблице вы можете увидеть возрастные нормы психического развития, тесно связанные с моторикой малыша.

Таблица 2

Двигательные навыки

Возраст в меся­цах

Описание двигательных умений

1

Беспорядочные движения рук и ног, захватывание одной руки другой, поворачивание головы на голос

2

Удерживает голову в вертикальном положении, поднимает ее, лежа на животе, прислушивается к звуку погремушки

3

Лежа поднимает туловище, опираясь на предплечья; стоит

при поддержке под мышки

4

Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке под руки, на улыбку взрослого отвечает своей

5

Поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за руки, стоит при поддержке за обе руки, переступает при поддержке под мышки

6

Поворачивается с живота на спину, протягивает ручки к маме

7

Встает на четвереньки, ползает, стучит кубиком по столу

8

Сидит без поддержки, переступает ножками, держась за кроватку, встает самостоятельно на ноги, садится

9

Стоит при поддержке за руку, влезает и опускается на чет­вереньках по ступенькам лесенки-горки, иногда уже ходит

10

Быстро ползает, ходит, держась за подвижную опору, сбра­сывает игрушки на пол, а потом собирает их

11

Стоит без поддержки, хорошо знает свое имя

12

Приседает, переступает без опоры, иногда быстро перебе­гает от одной опоры к другой, может произносить малень­кие предложения из 2 слов

Разумеется, все данные, приведенные в таблицах, усредненные и показывают вам примерное правиль­ное развитие вашего малыша. Небольшие отклонения от нормы вполне приемлемы и имеют право на суще­ствование. Пользуясь нашими таблицами, вы можете представить себе, как должен развиваться ваш ребе­нок в самом раннем возрасте, чтобы быть нормальным подвижным и развитым малышом

Еще два важных антропометрических показате­ля - объем головы л груди.

Объем головы новорожденного в среднем равен 34 см. За год объем головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается На 1,5-2 см, последующий еже­месячный прирост окружности головы соответствует 1,5-1 см.

Окружность измеряют одной и той же сантиметро­вой лейтой, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).

По формуле можно ориентировочно провести рас­чет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:

ОГ (для первого полугодия) - = ОГ (при рождении). + 1,5 х К;

ОГ (для второго полугодия) =

- ОГ в первом полугодии + 1,0 х М;

где N - количество месяцев жизни.

Объем грудной клетки у новорожденного ребенка составляет 3 2 - 3 5 см и в норме на 1,5- 2 см меньше ок­ружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность гру­ди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития груд­ной клетки и увеличения ее размеров.

Измеряется окружность грудной клетки следую­щим образом: сантиметровая лента накладывается сза­ди под углами лопаток, идет вперед и спереди, захва­тывая нижний край околососковых кружков. В среднем объем грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.

Для определения нормального развития у специа­листов существуют специальные индексы. Родители также могут воспользоваться ими.

1.  Массо-ростовой индекс - отношение массы тела к росту (при рождении). В норме индекс должен пре­вышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т. е. недостаточности веса, если более 7 - об ожирении. Например, мас­са новорожденного малыша - 3,5 кг, а его рост - 0,5 м (50 см). 3,5/0,5 - 7. Таким образом, индекс показывает нормальное состояние ребенка.

2.  Степень развития верхних конечностей характери­зует филиппинский тест. При его проведении ре­бенок рукой строго через голову должен достать противоположное ухо. Если кончики пальцев дос­тигают уха, то тест считается положительным, если нет - отрицательным. В норме у детей до 5 лет тест отрицательный.

3.  Сопоставление окружностей головы и грудной клет­ки: при рождении окружность головы на 1,5-2 см больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сан­тиметров, сколько дат ребенку.

Итак, вы видите, что наиболее высокий темп роста отмечается в самый ранний период жизни ребенка. При измерении антропометрических показателей ре­бенка при ежемесячных посещениях детского врача эти данные обычно сравнивают со средними показате­лями, представленными в таблицах, где находятся данные других детей. Они служат ориентиром и точ­кой отсчета для определения темпа роста ребенка и привлечения внимания к определенным отклонениям. Однако некоторые параметры могут значительно колебаться, и это во многом зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка (не все дети обязаны быть среднего роста и веса). Растут дети тоже по-разному, в зависимости от этого выделяют различные типы тело­сложения, определенные скачки роста и массы.

Индивидуальные отклонения или снижение ука­занных показателей могут быть вызваны нарушения­ми внутриутробного развития плода. Масса тела и рост ребенка при рождении зависят от генотипических фак­торов (веса и роста самих родителей), от питания бере­менной женщины, от ее возраста; от того, какая по счету беременность; от состояния здоровья матери; ее профессии; образа жизни и др.

Антропометрические данные (масса тела, рост, ок­ружность головы, груди) служат ориентиром темпов ро­ста и развития малыша, отражают особенности его пи­тания, а главное, помогают привлечь внимание к опре­деленным отклонениям и возникающим проблемам.


 
 

13 ноября 2008 Ключевые теги: развитие, дети, детей, грудной, период, физическое, первый, год
 
 

   
 
   
 
  Распечатать
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна