Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Особенности роста и развития ребенка » Нервно-психологическое развитие ребенка в грудном возрасте

Особенности роста и развития ребенка: Нервно-психологическое развитие ребенка в грудном возрасте
   
 

Нервно-психологическое развитие ребенка в грудном возрасте

Развитие психики ребенка - сложный процесс со­зревания и усложнения психических функций и лич­ности, происходящий под влиянием ряда факторов -наследственно-биологических и социальных (воспита­ния, обучения, влияния окружающей среды). Психи­ка ребенка находится в непрерывном развитии, кото­рое не всегда протекает равномерно: периоды относи­тельно медленного, постепенного созревания сменяют­ся периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психическими особенностями ребенка.

Грудной возраст относится к одному из периодов бурного развития психики детей. На этом этапе про­исходят преимущественное созревание и дифференци­ация основных двигательных функций. При ежеднев­ном общении родителей с малышом происходит вза­имное формирование поведения, накапливаются зна­ния, развиваются навыки. Хотя новорожденный ре­бенок еще мал, его характер начинает формироваться уже с первых дней жизни, поэтому для него так важ­но общение с близкими людьми, особенно с мамой.

Становление высшей нервной деятельности на пер­вом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок зна­чительно легче, чем взрослый, образует устойчивые связи с окружающим внешним миром. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведе­ния. Огромную роль в поведении ребенка играет речь. В этом возрасте периферические нервы, которые от­ходят от спинного и головного мозга, покрываются миелиновой оболочкой - своего рода изолятором. На различные раздражения ребенок начинает реагиро­вать не хаотичными движениями, а целенаправлен­ными.

Основу характера малыша составляют условные рефлексы, а точнее — соотношение положительных и отрицательных условных рефлексов. Понятно, что лучше та основа» в которой больше положительного и меньше отрицательного.

Положительные условные рефлексы у ребенка вы­рабатываются на питание» на доставляющие удоволь­ствие гигиенические процедуры, на проявления забо­ты, ласку. Отрицательные условные рефлексы форми­руются на всякое раздражение, боль, голод, холод, излишний шум, сбой режима и др. В процессе обще­ния мамы и малыша психологи выделили два аспек­та: практический и духовно-психологический. Прак­тический — это забота и уход: перепеленать, накор­мить, искупать, погулять, а психологический (основа взаимоотношений) - это обмен эмоциями.

С первых дней жизни малыш переживает почти весь спектр человеческих чувств: любовь, радость, печаль, гнев, тоску. Он не понимает слов, но прекрас­но чувствует отношение к нему, интонацию голоса. Ребенок за короткий период времени привыкает к оп­ределенному режиму, к определенной последовательности. Его раздражают задержка с кормлением, мокрые подгузник и пеленки и т. д. Если процедуры, доставляющие удовольствие, делаются вовремя, если ребенок постоянно чувствует заботу матери, то у него постепенно сформируется спокойный, уравновешен­ный характер.

Одна из главных задач взрослых в период младен­чества малыша — подарить ему уверенность в надеж­ности окружающего мира. Многое зависит от тактиль­ного контакта — прикосновения развивают органы чувств, способствуют психологическому прогрессу малыша. Помните, что только в период младенчества (примерно до 7-9 месяцев) малыш испытывает к ма­тери совершенно бескорыстную любовь. Он любит ее не за то, что она всегда накормит и переоденет, а про­сто за то, что она есть. Что может быть прекрасней?

На первом месяце жизни малыш уже может удер­живать в поле зрения предметы, начинает следить за движением предмета, прислушивается к звукам, го­лосу взрослого, начинает улыбаться, пытается, лежа на животе, удержать голову. При появлении чувства голода малыш начинает плакать, при близости мате­ринской груди оживляется, открывает рот, произво­дит глотательные движения.

С 2-3 недель жизни нужно ласково разговаривать с ребенком, петь ему, сначала выпрямившись, а затем склоняясь над лицом. Если обходить вокруг кровати, то этим стимулируется сначала сосредоточение, а за­тем слежение, локализация звука. Брать ребенка на . руки надо сначала в горизонтальном положении, а с 1,5 месяцев — в вертикальном в целях поднятия эмо­ционального тонуса и развития умения поднимать и удерживать голову в вертикальном положении. Спят дети в этом возрасте около 20 ч в сутки.

На втором месяце развития ребенка увеличивает­ся время бодрствования и уменьшается время сна по сравнению с периодом новорожденности, а также про­исходит формирование определенного ритма и режи­ма дня. Более длительные периоды бодрствования по­зволяют ребенку длительно контактировать с окружа­ющими и стимулируют развитие разнообразных эмо­циональных реакций. Малыш начинает фиксировать взгляд на предметах, лицах, следить за их перемеще­нием. Его внимание привлекают яркие, блестящие, звучащие предметы. Подвешенные над кроваткой по­гремушки интересуют его, он дольше останавливает на них взгляд, рассматривает. Большая ошибка зак­лючается в том, что многие родители подвешивают над ребенком гирлянду погремушек на очень низком расстоянии перед глазами малыша. При фиксации взгля­да на близко расположенных игрушках у ребенка мо­жет развиться косоглазие. Игрушки над кроваткой не­обходимо подвешивать не менее чем 50 см над его гру­дью (такое расстояние считается оптимальным для правильной фиксации взора малыша). Все больше вни­мание малыша привлекают движущиеся предметы, за которыми он пытается следить. Но больше всего ма­лыша интересует лицо мамы, в которое он с интере­сом и любовью всматривается (устанавливается зрительный контакт).

Ребенка крайне интересуют звуки, он активно при­слушивается к окружающему звуковому фону, зами­рает, пытается сам издавать разнообразные звуки. У него меняются тембр, высота и мощь голоса, он на­чинает самостоятельно гулить. Малыш самостоятель­но подает сигналы (разнообразные звуки) и ожидает ответа, улыбается в ответ на улыбку.

Кулачки малыша уже открываются, он делает хва­тательные движения, пытается держать игрушку. К двухмесячному возрасту малыш испытывает не меньшую потребность побыть на руках мамы и папы, чем в месячном возрасте — это потребность в ласке,тепле, чувстве защищенности, возможности успоко­иться и расслабиться . Ребенок к 2 месяцам уже должен уметь многое. На­пример, лежа на спине, он должен уметь поворачивать голову вправо и влево, а если его положить на живо­тик, то нормально развивающийся малыш должен приподнять голову, прогнуть спину и начать движения ручками и ножками, продемонстрировать рефлекс. ползания. Часто малыш пытается схватить ручками все доступные ему предметы — игрушку, соску, ма­мин палец, а, схватив, тянет их себе в рот.

К 2 месяцам жизни взгляд у ребенка уже фиксиро­ванный. Более того, ребенок прослеживает взглядом любой движущийся объект. Малыш узнает маму и других членов семьи, он понимает значение улыбки и иногда улыбается сам.

Он уже может делать первые попытки артикуля­ции звуков (произносит отдельные звуки). Именно в этом возрасте малыши начинают агукать и ворко­вать — производят булькающие гортанные звуки. Ре­бенок понимает, что его крик — это определенный сиг­нал для родителей, он призывает обратить на себя вни­мание. Причем он учится пользоваться этим сигналом и часто добивается своего: мама уже различает опре­деленные нотки и изменения интонации в его голосе в зависимости от потребности.

Ребенок в этом возрасте начинает понимать зако­номерность, периодичность, постепенно привыкая к определенному распорядку дня (последовательности приема пищи, сна, бодрствования, купания и др.)

На третьем месяце развития малыш уже активно рассматривает яркие игрушки, картинки, светильни­ки. Ребенок чаще приподнимает голову, удерживает в течение 5- 6 с и поворачивает ее в сторону, особенно в позе на животе; отводит ручки и ножки от тулови­ща; выполняет вращательные движения ногами; по­ворачивается со спины на бок. Находясь в вертикаль­ном положении» он способен длительно задерживать взгляд на лице взрослого.

Ребенок активно прислушивается к окружающим звукам, поворачивает голову в сторону источника зву­ковых сигналов, но больше всего ему нравится мамин голос. Звуки, издаваемые малышом, становятся более разнообразными, они становятся громче, тянет глас­ные звуки («а-а-а», «о-о-о» и др.), чаще смеется.

По тому, как ребенок ведет себя в состоянии актив­ного бодрствования, можно судить о преобладающей эмоциональной реакции. Если окружающая малыша обстановка комфортная, он накормлен, то спокойные двигательные реакции сопровождаются протяжными звуками, улыбкой, широко открытыми глазами, по­ложительной мимикой, это проявление хорошего на­строения и положительных эмоций. Если малыш бес­покоен, движения резкие, импульсивные, сопровож­даются криком, плачем, хныканьем, такая реакция свидетельствует о преобладании отрицательных эмо­ций и плохого настроения.

Положительный эмоциональный фон характерен для здорового ребенка, находящегося в состоянии био­логического комфорта. Отрицательный эмоциональ­ный фон может быть одним из признаков дискомфор­та, симптомом заболевания.

При общении с малышом у него оценивают отдель­ные важные параметры, такие как реакция на взрос­лых, звуковые и голосовые реакции, на световые раз­дражители. Также оценивают фиксацию взгляда и слежение за предметами, общее соматическое состоя­ние, сенсорные и двигательные реакции.

Когда родители играют с лежащим на пеленальном столе малышом, щекочут его, ласковые прикоснове­ния, как правило, вызывают радостный визг. При этом можно поиграть с ребенком в простую и всем извест­ную игру «Идет коза рогатая...» В этот момент малыш не только слышит слова, но и чувствует движения пальцев по руке или носику. В этой обучающей игре участвуют все его органы чувств одновременно.

На третьем месяце жизни малыша наступает этап ускоренного развития. Он многому учится, познает ок­ружающий мир, радуется общению. Ладошки чаще от­крыты, он держит игрушку и дольше с ней играет, изу­чает, пытается хлопать ручкой по предметам. В этот период малыш хватает ручкой все, что ему попадает­ся: пеленку, одежду, игрушки и др.

Если малыша брать за ручки и приподнимать из положения лежа, он уже удерживает голову и выво­дит вперед плечики.

На руках в вертикальном положении ребенок бо­лее уверенно держит голову, поворачивает ее, предпо­читает это положение и, когда его кладут горизонталь­но, проявляет беспокойство. При удержании ребенка под мышки или за ручки он встает на ножки, упира­ется стопами на твердую поверхность, удерживается несколько мгновений, но быстро устает.

Малыш часто сосет свои пальцы и кулачки, играет сними.

Если ребенок здоров и его психофизическое разви­тие соответствует возрасту, то в 3 месяца он должен демонстрировать определенные навыки и способности.

В течение небольшого времени он может самостоя­тельно удерживать голову, но шейные мышцы разви­ты еще недостаточно. Когда ребенка берут на руки, ему по-прежнему надо придерживать голову в одной плос­кости с телом.

Ребенок в этом возрасте любит свободные движе­ния, он активно двигает ручками и ножками и не лю­бит быть спеленатым или когда его пеленают. Он с  большим удовольствием принимает водные процеду­ры, активно плещется.

Малыш с интересом осматривает себя, ощупывает и часто тянет конечности в рот (проба на вкус). Ребе­нок легко узнает маму и других членов семьи, улыба­ется в ответ на улыбку.

Ребенку нужно позволять больше двигаться и стиму­лировать этот процесс и его уже не надо туго пеленать. Малыша в этом возрасте нужно чаще одевать в свобод­ную одежду, как можно меньше пеленать и использо­вать спальный мешок, который не стесняет движений.

Ежедневно малыш уже может выполнять свой пер­вый комплекс физических упражнений при комфорт­ной для него температуре окружающего воздуха.

На четвертом месяце развития ребенка происхо­дит становление многих важных навыков. Если ма­лыш лежит на спине, он свободно осуществляет дви­жения ногами и руками, поднимает их вверх, играет ими, захватывает ступни и пытается дотянуть их до рта. Свои руки кроха внимательно рассматривает. Если вложить в ладошку игрушку (колечко, неболь­шую погремушку), он производит захватывающее дви­жение и пытается ее обследовать губами, языком, дес­нами. Малыш хватает предметы руками, удерживает, притягивает к себе висящую игрушку.

Выбор игрушек для малыша должен осуществлять­ся очень ответственно. Они должны быть легкими, прочными, не иметь острых углов и царапающих по­верхностей, хорошо мыться или чиститься, выполне­ны из нетоксичных материалов.

В этот возрастной период малыш способен дольше находиться в бодрствующем состоянии (до 1,5 ч и бо­лее) и поэтому требует большего общения.

Ребенок уже освоил переворачивание с живота на бок, опирается на локти, уверенно поднимает голову на 90° и поворачивает ее на 180°. Если посадить ребен­ка, он пытается удержаться, опираясь на ручки, стоит на твердой опоре с поддержкой.

Малыш издает разнообразные звуки, меняет фор­му рта, при гулении пускает пузыри, смеется, реаги­рует на щекотку. С малышом в этом возрасте надо по­стоянно разговаривать, чтобы развивать его еще не сформировавшуюся речь. Малыш должен ощутить чувства, испытываемые родителями. Большое значе­ние имеет тон, в котором взрослые разговаривают с ребенком: логическое ударение, выделение какого-. либо слова означает радость, похвалу или упрек. Дети начинают понимать интонацию очень рано.

В этом возрасте малыш лучше оценивает расстоя­ние до игрушки, меньше промахивается при ее захва­те, точно следит за движущимися предметами, актив

но реагирует на телевизионные рекламные клипы. Быстрые перемещения и активные движение его живо интересуют.

Родители могут самостоятельно оценить физичес­кое и психическое развитие своего малыша. Четырех­месячный ребенок активно двигает во время бодрство­вания ручками и ножками; захватывает ручками все, что окажется в пределах его досягаемости, в положе­нии лежа на спине он приподнимает голову и пытает­ся сесть, а из положения лежа на животе может само­стоятельно поворачиваться на бок, может упираться ручками в матрасик, прогибать спину, пробовать при­поднимать туловище. Ребенок узнает голоса мамы, папы, других членов семьи.

Четырехмесячный ребенок уже хорошо держит го­лову. Когда родители берут малыша на руки, голову ему поддерживать уже не обязательно. Нельзя подол­гу держать кроху в вертикальном положении, сажать, ставить на ножки. Чтобы не допустить у ребенка ис­кривления позвоночника, нужно уметь правильно дер­жать малыша на руках: шея, лопатки и спинка долж­ны лелсать у мамы на предплечье, а другой рукой мама придерживает таз и ножки.

Следует создать условия, чтобы малыш мог вволю шевелить руками и ногами, потягиваться, поворачи­вать головку. Всякое движение полезно для его развития.

На пятом месяце развития ребенок начинает про­являть больше самостоятельности, он подвижен, хо­рошо переворачивается с боку на бок, с живота на спи­ну, пытается ползать, в позе на животе опирается на кисти рук и приподнимается. Малыш берет игрушку-точным движением, подолгу изучает ее, внимательно рассматривает, прислушивается к издаваемым зву­кам, ощупывает ее, пробует на вкус, роняет. Если она оказывается в поле его зрения и досягаемости, малыш берет ее снова. Новые зрительные, слуховые, тактильные ощущения, более точные и мелкие движения ки­сти, пальцев обогащают опыт ребенка, стимулируют психомоторное развитие и особенно речевые зоны мозга.

Малыш все чаще и чаще подражает звукам, разно­образно гулит, у него меняется тембр звуков, появля­ются и совершенствуются певучие гласные звуки.

Ребенок уже может недолго сидеть, опершись на подушки, стоит с поддержкой, а затем стоит, держась для равновесия. В этот период очень хорошо предос­тавлять малышу простор для двигательной активно­сти: лучше всего — расстеленные на полу одеяла, так как манеж настоящего простора не дает.

Ребенок пытается играть с кубиками, колечками, пирамидкой. Малыш к 5 месяцам жизни поворачива­ет голову к говорящему, следит за движением его губ, пытается имитировать звуки, жесты, издает уже бо­лее разнообразные звуки, лепечет, часто пытается при­влечь к себе внимание. Как правило, в этом возрасте ребенок уже хорошо узнает мать, различает тон ее го­лоса.

Во время игры и изучения погремушки у малыша появляется сосредоточенное выражение на лице, он хмурится и злится, если что-то не получается. При кор­млении ребенок может отталкивать ложку с пищей, бросает игрушку и смотрит, куда она упала.

Ребенок уже достаточно подрос для того,  чтобы по­степенно приучаться к пользованию чашкой. Он сооб­разительный и довольно быстро поймет, что пить и принимать пищу можно не только из груди и из буты­лочки. Это знание со временем поможет малышу от­казаться от груди»

Сначала ребенок должен увидеть» как пользуется чашкой взрослый человек, которому он во всем под­ражает. Ее ли мама правильно поднесет чашку к ребенку и прижмет край к его губам, он будет пить. Пусть в это время в чашке будут сок или компот, вкус и: запах которых малыш хорошо знает. Постепенно ребенок привыкнет к чашке и будет с удовольствием из нее пить.

На следующем этане мама передает чашку в руки малышу. Удобнее пользоваться небольшой пластмас­совой чашкой, которая если и упадет на стол или пол, в то не разобьется, и малыш не испугается. В чашку луч­ше наливать немного сока или кипяченой воды. Ребе­нок сам удерживает чашку, пока пьет, а мама слегка придерживает его за ручку. Ни в коем случае не сле­дует путаться если ребенок уронил чашку или что-то другое на пол. Во-первых, малыш испугается и впос­ледствии будет бояться пользоваться посудой сам, а, во-вторых, ему может понравиться такая реакция мамы, и он может специально бросать чашку на пол, превратив это в игру.

Во время бодрствования ребенок уже не может ле­жать спокойно, он постоянно крутится, переворачи­вается, хочет до чего-то дотянуться и т. д. Ему все ин­тересно, любопытно, во всем он должен участвовать.

К 5 месяцам родители замечают, что малыш все на­стойчивее пытается самостоятельно сесть. Однако сде­лать это он ещё не сможет, поскольку организм к это­му не готов: голова по-прежнему перевешивает ноги, недостаточно окрепли мышцы, связки позвоночника, отсутствуют необходимые координация и точность движений. Зато в положении лежа на животе малыш уже твердо удерживает поднятую голову, время от вре­мени с любопытством поворачивая ее в стороны.

Необходимо поощрять эти попытки малыша, ноне следует слишком форсировать события. Можно слег­ка помогать ему, для чего мама или пана должны дать ребенку возможность ухватиться ручками за пальцы, а затем притянуть малыша к себе. Ребенок присажи­вается на несколько секунд, затем следует возвратить его в положение лежа. Эти упражнения полезны для укрепления мышцы и связок спины, учат координа­ции движений.

Малышу уже полгода. В этом возрасте он все боль­ше и больше требует общения и внимания. Ребенок становится чувствительнее, четко определяет настро­ение и эмоциональное состояние взрослых, становит­ся требователен и добивается общения окружающих. Малыш сердится, когда на него не обращают внима­ния, проявляет при этом беспокойство. Он уже спосо­бен различать свое и чужое имя.

Ребенок в этот период развития может некоторое время сидеть, самостоятельно используя свои руки для поддержания равновесия, недолго стоит с поддержкой. или удерживаясь за спинку кроватки. Важной предпосылкой здорового развития является контроль дви­жений головы. Ребенок уверенно держит голову, ког­да его поднимают из положения лежа на спине.

Он хорошо освоил переворачивание с живота на спину, ползает, тянется за игрушкой и передвигается к ней. Игрушки и предметы берет точными движени­ями, указывает на игрушки, играет с кубиками, ко­лечками, загребает их к себе, производит более точные движения пальцами. Во время игры у малыша появ­ляется больше целенаправленности, мотивации дви­жений. Он пытается вкладывать одни предметы в дру­гие, подолгу изучает новую игрушку.

К полугодию ребенок четко различает звуки, вни­мательно слушает обращенную к нему речь, по-разно­му реагирует на меняющуюся музыку, пытается ко­пировать мимику окружающих. В этот период разви­тия с ребенком необходимо много говорить, коммен­тировать выполняемую вами работу и т. д.

По интонации издаваемых звуков можно понять настроение ребенка. Вначале следует стимулировать лепет, вступая в перекличку с ребенком, когда он сам лепечет, вызывать подражание произносимым слогам и простым словам: «мама», «дай», «киса» и др. Раз­вивая понимание речи, следует много разговаривать с ребенком, называть окружающих людей, предметы, действия.

Все дети в мире плачут и лепечут одинаково в пер­вые месяцы жизни. Лишь с 6 месяцев младенец начи­нает делать отбор. Те звуки, которые обычно слышат­ся вокруг, он «произносит» чаще, другие из его «лек­сикона» постепенно исчезают. Если в 6 месяцев малыш вдруг перестает агукать и лепетать, следует срочно обращаться к врачу.

У малыша идет интенсивная подготовка к проре­зыванию зубов, десны становятся набухшими и буг­ристыми, с истонченной слизистой оболочкой, кото­рая покрывает костную пластинку. Частый зуд десен, боль, раздражительность и общее беспокойство значи­тельно изменяют поведение крохи. Первыми у ребен­ка прорезываются нижние, затем верхние централь­ные резцы. Когда у крохи начинают резаться зубки, самый спокойный малыш способен превратиться в маленького разбойника, который норовит укусить всех и все, что попадается ему под руку. Поэтому сле­дует давать малышу специальные зубные кольца, же­лательно, чтобы их было несколько штук разных цве­тов и размеров.

В шестимесячном возрасте ребенок уже хорошо знает свой распорядок дня, в том числе и время, отве­денное для сна. Малыша уже не надо укачивать, уба­юкивать, он должен уже засыпать сам, главное — со­здать ему соответствующие условия (тишину, ком­форт).

у Множественные попытки самостоятельно сесть, тренировки с родителями не прошли даром — окреп­ли связки, мышцы и кости. В 6 месяцев, в начале 7-го месяца многие дети могут сами сесть. Однако сидеть долго ребенок еще не может, поскольку ему трудно удерживать равновесие, да и мышцы еще недостаточно сильны, и управлять ими ребенок еще не вполне научился. Процедура эта не должна быть длительной: преждевременная и интенсивная нагрузка на неокреп­ший позвоночник может стать причиной его искрив­ления. Родители должны помогать ребенку осуществ­лять движения в полном объеме и выполнять с ним простые гимнастические упражнения.

В этом возрасте необходимо активно развивать пси­хику малыша» Он постоянно наблюдает за мимикой ро­дителей и тех, кто с ним общается, следит за их дви­жениями, прислушивается к голосам, различает ин­тонации, вслушивается в слова и т. д. Необходимо больше общаться и разговаривать с ребенком. Голос при этом должен быть ровным и спокойным, не следу­ет при ребенке громко кричать, ругаться» сильно жес­тикулировать, т.к. все это пугает малыша, вызывает у него тревогу, беспокойство.

Хорошо известно, что ребенок — самый благодар­ный слушатель и зритель, он буквально впитывает ин­формацию и знания. Чем больше мама занимается с ребенком, тем скорее он развивается психически и физически.

На седьмом месяце важным событием является ожидание появления первого зубика. У некоторых детей этот процесс уже свершился, но многие находят­ся только в ожидании и терпеливо переносят расстрой­ства, возникающие в данный нелегкий период испы­таний: обильное слюнотечение, боль в деснах и свя­занные с ней раздражительность, беспокойное поведе­ние, обострение диатеза, подъем температуры тела, заложенность носа, появление разжиженного стула, снижение аппетита и др. Прорезывание зуба через тка­ни десны — процесс болезненный, сопровождающий­ся местной асептической воспалительной реакцией и общим ответом всего организма. Но случается, что зуб­ки прорезываются с некоторым опозданием, это может быть проявлением индивидуальности развития. Мож но помочь зубкам малыша быстрее и менее болезнен­но прорезаться, если массировать десну и обезболивать ее специальным гелем для прорезывания зубов.

Нормально развивающийся ребенок к 7 месяцам умеет уверенно и довольно крепко хватать рукой лю­бые доступные ему и заинтересовавшие его предметы, садиться без посторонней помощи и сидеть без поддерж­ки несколько минут, из положения лежа на спине по­ворачиваться на бок и обратно, произносить разные зву­ки и даже отдельные слоги. Диапазон произносимых звуков у него достаточно широк, и гуление становится все более разнообразным. В это время малыши начина­ют как будто рассказывать что-то, особенно перед за­сыпанием и после пробуждения. В интонациях своих «монологов» дети подражают тому, что слышат от взрослых: что-то бормочут, лопочут - с небольшими паузами, как в настоящем разговоре, используя голо­совые модуляции. Часто в 7 месяцев малыш уже впол­не уверенно ползает, поднимается на четвереньки, тя­нется к своему изображению в зеркале.

Общение доставляет ребенку удовольствие: ему нравится узнавать лица близких людей, чувствовать их настроение, особенно мамы. На вопрос «Где?» ма­лыш уже способен находить взглядом предмет, посто­янно находящийся на одном месте. В этом возрасте малыша следует учить выполнению некоторых движе­ний и действий по слову взрослого, вначале подкреп­ляя слово показом и помогая ребенку выполнить за­дание: «ладушки», «дай ручку», «до свидания».

На восьмом месяце развития ребенок реагирует на чужих людей (отличает своих от чужих), активно про­являет особенности характера. Он становится более на­стойчивым в достижении своих целей, отличается от малышей меньшего возраста разнообразием игр, под­ражает действиям взрослых — катает предметы, сту­чит ими, бросает.

У многих детей уже появились 1-2 нижних резца, начинают прорезываться боковые нижние и верхние резцы; ребенок часто ощупывает их языком, трогает пальчиками, пытается укусить и опробовать силу сво­его острого оружия.

Зная об основных нормах развития ребенка в воз­расте 8 месяцев, мама может сама оценить, не отстает ли ее малыш в формировании положенных ему навы­ков и умений.

Ребенок к этому возрасту достаточно активен и, если не спит, много двигается, уже неплохо ползает; из положения лежа на спине или животе без особых затруднений переворачивается; уверенно пользуется ручками, и эти движения довольно точны. Предметы он хватает крепко и удерживает их; много упражня­ется в произнесении звуков и даже произносит отдель­ные слоги.

Многие дети на 8-м месяце жизни довольно хоро­шо освоили процесс ползания и теперь его совершен­ствуют. В кроватке ребенку становится тесно, ему ну­жен простор. Для обеспечения нормального физиче­ского развития малыша ему необходимо выделить ме­сто для ползания. Кругозор ребенка заметно расши­ряется, как только он получает доступ к самым раз­ным вещам. Благодаря ползанию укрепляются все мышцы, в особенности те, что обеспечивают в дальней­шем хорошую осанку.

Родители должны позаботиться о создании условий для новых упражнений ребенка. Можно оборудовать уголок для ползания или приобрести достаточно про­сторный манеж. Если у малыша никак не получается ползание, помогите ему: поползайте вместе с ним, он с удовольствием повторит ваши движения, и у него все получится.

Ближе к 8 месяцам жизни ребенок уже может про­изводить все более сложные манипуляции руками и пальцами. Для освоения точных движений, участия в

них указательного и большого пальцев, для игры тре­буются мелкие предметы. Можно нанизать колечки или пуговицы на крепкую нить, и пусть малыш изу­чает их: разглядывает, ощупывает. Предварительно все предметы, попадающие малышу в руки, должны быть проверены на прочность и тщательно обработа­ны, так как малыш их будет изучать и на вкус. Кроме того, родители должны наблюдать и присматривать за действиями ребенка, помня о том, что давать для игры мелкие предметы рискованно: какие-то из них малыш может взять в рот и даже проглотить.

Мимика малыша становится разнообразнее - появляются интерес и удивление при виде новой игрушки, незнакомого лица. Такое удивление специалисты объясняют развитием памяти на этом возрастном этапе.

На девятом месяце ребенок очень активен, быстро ползает, встает, удерживаясь за предметы (спинку кровати, край дивана), пытается передвигаться на ногах вдоль бортика при этом удерживаясь руками. Малыш уже способен совершать танцевальные движе­ния под музыку.

Кроме того, ребенок в 9 месяцев пытается ручками разбирать пирамиды, строить сооружения из кубиков, колечек, складывать игрушки в ведерко и др. У него интенсивно работают пальчики, появляется возмож­ность для более тонких созидательных игр. Происходит постепенная специализация указательного и боль­шого пальцев. Работа пальцев рук — мощный стимул развития речевых навыков.

К этому времени некоторые малыши охотно повто­ряют за взрослыми слоги, сами подолгу лепечут, ме­няя при этом интонацию и силу голоса. Иногда малыш радует своих родителей произнесенным словом. К это­му времени ребенок осваивает определенные жесты: машет ручкой, грозит пальчиком, берет и отдает пред­меты и др.

К 9 месяцам развития ребенка уже можно посте­пенно отучать от соски и приучать к горшку. Понят­но, что приучаться к горшку ребенок должен только после того, как научится хорошо и долго сидеть. Для облегчения этого процесса лучше использовать горшок со спинкой.

На десятом месяце активно развивается психика малыша. Некоторые дети уже могут самостоятельно передвигаться, делая несколько шагов, активно пол­зают, не зная чувства края и страха. В этот период ре­бенок может упасть, удариться головой и получить травму. Необходимо обеспечить малышу безопасное окружение и неотступно ходить и следить за ним, но ограничивать движения не следует.

На этот возраст приходится наибольшее количество травм и повреждений. В целях их избежания обяза­тельно следует:

1)  убрать от ребенка отдельные мелкие предметы: пуговицы, монеты, ключи, части сломанных иг­рушек, оградить ребенка от включенных элект­роприборов, розеток, выключателей, горячих, колющих, режущих и других предметов;

2) закрепить дверцы тумбочек, шкафов, убрать от . него все химически опасное и травмирующее:

любознательный малыш ничего не оставит без внимания, обследования и пробы на вкус. В этот период наиболее часто повторяемым словом у ро­дителей становится слово «нельзя!». Это слово следует всегда произносить с одинаковой инто­нацией, тогда ребенок легче будет воспринимать  запрет и быстрее к нему привыкнет. В этом возрасте ребенок много и с удовольствием играет. Некоторые дети начинают произносить отдель­ные слова. Малыш по просьбе взрослого выполняет отдельные действия: открывает, закрывает, вынима­ет и т. д. Именно на 10-м месяце малыш впервые пробует подняться и спуститься по лесенке. В целях под­держания хорошего эмоционального тонуса, а также для развития ребенка можно проводить веселые игры — «догоню-догоню», «ладушки» и др. Для полу­чения ребенком новых впечатлений и развития речи нужно показывать животных, заводные игрушки и картинки в книгах. Игрушки теперь нужно не подве­шивать, а класть в кроватку, манеж, на пол. Надо по­казывать элементарные действия с предметами, по­буждая ребенка к подражанию.

У ребенка на 10-м месяце уже может быть 4 зуба, а у некоторых бывает и 6. К первым двум зубкам на ниж­ней челюсти, прибавляются 2 (или 4) зуба сверху.

В возрасте 11 месяцев большинство детей делают самостоятельные шаги, произносят первые слова и даже словосочетания. По интенсивности умственного развития этот месяц относится к самым насыщенным. Во многих движениях, действиях и даже словах появ­ляется осознанность. В этот период необходимо много говорить с малышом, обращаться к нему, тренировать произношение слов, петь песенки. Все общение с ре­бенком должно происходить на равных. Никаких сю­сюканий и ломаний языка быть не должно.

Все внимание нужно сконцентрировать на малы­ше, постараться оградить его от падений, поскольку движения еще плохо скоординированы, у него недо­статочно натренирован вестибулярный аппарат и час­то теряется равновесие. Прогулки на улице можно уве­личить по времени, при этом одевая ребенка по сезону.

В 11 месяцев нормально развивающийся ребенок умеет уверенно, хорошо и долго сидеть; самостоятель­но вставать на ножки, помогая себе руками и держась за руки мамы или папы, спинку кроватки, манежа, край дивана; с поддержкой довольно долго стоять и делать 2-3 шага без поддержки; держать чашку и пы­таться пить из нее; произносить отдельные слова.

У многих детей к 11 месяцам уже есть 6-7 зубов: внизу - 2-3, вверху - 4. Если у ребенка небольшое запаздывание с зубами и к этому возрасту прорезались всего 4 зуба, но ребенок здоров, питается нормально, проявлений рахита у него нет, можно особенно не вол­новаться, по-видимому, они где-то на подходе.

На двенадцатом месяце развития малыш уже на­столько продвинулся вперед, что может узнавать на фотографиях знакомых. Он подрос и приблизительно в 3 раза увеличил свой вес по сравнению с рождением. У него пополнился запас зубов, теперь их в среднем 6-8. В этом возрасте начинают появляться первые ко­ренные зубы. При нормальном развитии ребенка уже можно постепенно пробовать приучать его к чистке зубов.

К концу первого года жизни малыш стал лучше и увереннее ходить, усовершенствовал движения рук, особенно пальчиков, и может иногда пользоваться пультом для телевизора, изучать и другую бытовую технику Его все больше интересуют не игрушки, а работа­ющий пылесос, телевизор, компьютер, все хочется обследовать, понять. Все чаще и чаще он пытается ра­зобрать игрушки, отвинтить колесики, надломить, оторвать, особенно если малыш — мальчик. Малыш вступает в следующий этап своего развития, он уже не младенец. В этом возрасте, как правило, большой родничок уже должен закрыться

Ребенок в год может пить из чашки без помощи взрослых; повторять некоторые действия родителей; произносить до 10 и более слов и называть по имени маму и папу, иногда и других членов семьи. Малыш произносит сдвоенный слог с гласной «а» («мама», «папа», «баба»). Когда ребенок замечает, что его пер­вые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое на­звание. В возрасте 12 месяцев большинство детей на­чинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, «дай», «нельзя».

К 1 году вес ребенок весит около 10 кг, и уже нет необходимости взвешивать его слишком часто, доста­точно делать это 1 раз в месяц. В этом возрасте нор­мальной прибавкой в весе считается 250 г ежемесячно.

Большинство детей начинают ходить в годовалом возрасте. Это, конечно, повод порадоваться для всех — и для родителей, и для малыша. Самые первые шаги малыш делает, держась за руки мамы или папы или опираясь на различные предметы, а затем, по мере тренировки, его шаги становятся все более уверенны­ми, и, наконец, ребенок перестает нуждаться в посто­янной поддержке и идет самостоятельно.

Первые шаги малышу даются с трудом, изящной его походку не назовешь. Движения его еще не скоординированы. Причинами неправильной походки у ре­бенка могут быть врожденный вывих или подвывих бедра, врожденная косолапость, рахит, вывих в колен­ном суставе, травма и др. Возникшие подозрения луч­ше развеять и посоветоваться со специалистом — вра­чом-ортопедом. В отдельных случаях может понадо­биться консервативное или оперативное лечение.

Большинство детей в возрасте 12 месяцев уже хо­рошо освоили горшок и знают его предназначение. Однако некоторые малыши в этом возрасте на горшок не просятся, чаще всего это означает, что родители недостаточно поработали с ними, увлеклись исполь­зованием удобных разовых подгузников. В таких слу­чаях родителям следует проявлять большую настой­чивость в приучении ребенка к горшку, и со временем они непременно добьются успеха. При этом нельзя ругать малыша, кричать на него, вызывать отрица­тельные эмоции. Родителям следует проявить терпе­ние. Необходимо использовать момент и ловить слу­чай, вовремя подставлять горшок (когда он больше всего требуется), постепенно вырабатывая столь необ­ходимый условный рефлекс. Со временем ребенок бу­дет пользоваться горшком все более уверенно, вовре­мя проситься на него и даже обходиться в этих делах без участия мамы.

Уже в возрасте 1 года у ребенка может появиться вредная привычка — грызть ногти. Специалисты рас­ценивают такую устойчивую привычку как невроз, и бороться с этой пагубной привычкой надо, найдя при­чину нервного поведения малыша.

У младенцев может появиться страх, носящий в этом возрасте чисто рефлекторный характер: малыш вздрагивает и плачет от яркого света, резкого звука. По мере взросления ребенка возникают ситуации,

которые он оценивает как опасные, травмирующие (поход к врачу, появление лающей собаки, приближе­ние к горячему утюгу и т. д.) Благодаря хорошо раз­витой эмоциональной памяти ребенок надолго запоми­нает их, поэтому родителям надо стараться как мож­но больше сглаживать неприятные для малыша мо­менты, переключать его внимание на другие предме­ты. Если малыш пугается звука пылесоса, убирайте квартиру, когда кто-то другой из старших увезет его на прогулку; про лающую собаку расскажите малы­шу добрую сказку и т. д.

Мы рассмотрели физиологическое и психическое развитие ребенка до 1 года. Приведенные ниже дан­ные с показаниями развития моторики помогут вам оп­ределить, нормально ли развивается ваш малыш.

1.  Ребенок фиксирует взглядом предметы - 1 месяц ± 5 дней.

2. Улыбается - 1 месяц ± 6 дней.

3.  Держит голову, лежа ничком, — 1,5 месяца ±5 дней.

4.  Поворачивает голову на яркий предмет - 1,5 ме­сяца ±10 дней.

5.  Поворачивает голову на звук - 2 месяца ± 5 дней.

6. Агукает - 2 месяца 10 дней ± 3 дня.

7. Держит предмет в руке - 3 месяца ± 10 дней.

8.  Поднимается на руках, лежа ничком, — 3,5 меся­ца ± 5 дней.

9.  Отличает своих от чужих — к 5 месяцам =ь 3 дня.

10. Сам сидит — к 6 месяцам.

11. Прорезывается первый зуб - 6,5 месяцев ± 3 дня.

12.Стоит, держась за руки, — 6,5 месяцев ± 3 дня.

13. Произносит первые слоги - 7,5 месяцев ± 3 дня.

14.Сам садится - к 8 месяцам ± 5 дней.

15.Ходит, держась за руки, - 8,5 месяцев ± 5 дней.

16.Сам стоит - 10,5 месяцев ± 3 дня.

17.Сам ходит - к 11,5-12 месяцам.

18.Обязательное количество зубов к концу года - 7. Приведенные данные, разумеется, средние, но вы вполне можете руководствоваться ими.


 
 

13 ноября 2008 Ключевые теги: развитие, нервно, психологическое, грудной, возраст, ребенок
 
 

   
 
   
 
 
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна