Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Особенности роста и развития ребенка » Психическое развитие и двигательные навыки ребенка ясельного возраста (1,5-3 года)

Особенности роста и развития ребенка: Психическое развитие и двигательные навыки ребенка ясельного возраста (1,5-3 года)
   
 
Психическое развитие и двигательные навыки

Психическое развитие и двигательные навыки ма­лыша также находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. По­этому с ними следует больше разговаривать, общать­ся во время прогулок и игр. На этом этапе развития психики двигательные реакции процессе усложнения и дифференциации становятся основой для формиро­вания у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер.

Возрастной период от 1,5 до 3 лет характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ре­бенка. Дети в этом-возрасте очень восприимчивы к различным положительным и отрицательным влияни­ям окружающей среды.

Начало этого возрастного этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно си­деть, ходить), что создает предпосылки для качествен­ного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемой ребенком ин­формации и впечатлений об окружающем мире, рас­ширяют возможности общения с людьми. Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций - познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д. Развивается воля - стремление получить желаемое, появляется настойчивость.

В1 год 3 месяца ребенок уже вполне самостоятель­но ходит, приседает, наклоняется. Важным этапом в развитии является способность малыша сесть из по­ложения стоя, придерживаясь за опору. Он умеет вос­производить в игре команды взрослых (накормить или уложить спать куклу, собрать пирамидку). Кроме того, малыш воспроизводит и употребляет облегченные сло­ва: «ав-ав», «би-би» и т. д. В этом возрасте ребенок мо­жет подражать движениям взрослых, желательно ку­пить малышу раскраски и карандаши, такое занятие поможет ему развивать и усидчивость, и внимание, и фантазию.

В 1 год 6 месяцев ребенок способен из предметов разной формы по предлагаемому образцу подбирать предметы аналогичного вида. Движения малыша ста­новятся более координированными, он может переша­гивать через препятствия. В 1,5 года дети, как прави­ло, уже произносят около 40 слов, различают основ­ные цвета.

В1 год 9 месяцев ребенок способен различать 3 раз­ных по величине предмета (маленький, средний и большой). Он начинает собирать примитивные конст­рукции (строит из кубиков ворота, домики). Для об­щения использует простые предложения, отвечает на четко поставленные вопросы. В этом; возрасте малышу уже можно предоставить возможность самому одевать­ся или раздеваться (конечно, с помощью взрослого).

2 года - очередной рубеж в развитии. Малыш с удовольствием перешагивает через препятствия, чере­дуя шаг, воспроизводит ряд последовательных дей­ствий (купает, раздевает и укладывает спать куклу). Словарный запас в этом возрасте достигает 400 слов.

Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, зна­комых ему по опыту. К этому возрасту малыши начи­нают строить предложения из 2 слов: «мама, мяч», «я - Оля», «стул сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предло­жении. Ребенок уже хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправиль­но произнесенное слово. Вы поняли, что хотел сказать малыш? Повторите его слова, но в чистом варианте. Например: ребенок кричит: «Там кока». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит белая кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслажда­ются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои соб­ственные слова (например, «вертилятор» вместо «вен­тилятор»).

Очень полезно рассказывать что-нибудь малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, кле­ить, раскрашивать). Дело в том, что участки головно­го мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем воз­расте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуаль­ное развитие. Замечательный педагог В. А» Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

2 года 6 месяцев - малыш может различать 4 цве­та: красный, синий, желтый, зеленый. С этого возрас­та просто необходимо начинать развивать (а лучше - продолжать) эстетическое восприятие малышом мира. Большое значение при этом имеют окружающие егопредметы, цвет и форма игрушек, рисунок на обоях, музыка. В комнате малыша не должно быть много красного цвета, лучше использовать бледно-желтый, розовый, зеленый и голубой. Игрушки же должны быть обязательно разной формы и цвета, выполнены из разных материалов.

В этом возрасте ребенок уже может самостоятель­но одеваться и раздеваться, но еще плохо застегивает пуговицы и не умеет завязывать шнурки. Очень лю­бит общаться и задает свои первые вопросы: «Кто?», «Где?»

3 года - в этом возрасте малыш способен испол­нять свою роль в игре. Например, играя в машинку, мальчик с удовольствием входит в роль водителя, а девочка очень любит играть с куклой, превращаясь в ее «маму». Ребенок уже может употреблять сложные предложения и вопросы: «Когда?», «Почему?» Сло­варный запас детей в этом возрасте достигает 1500 слов,

В возрасте 3 лет часто врачи ставят диагноз «задержка речевого развития». Если ваш малыш не может построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а со­ставить даже самый коротенький рассказ по картин­ке он никак не может, следует обратиться к логопеду. Главное - сделать это вовремя.

 При правильном подходе в этом возрасте малыш уже может застегивать пуговицы и завязывать шнур­ки, вообще любит проявлять самостоятельность со сло­вами: «Я сам». К этому возрасту ребенок вполне мо­жет убирать за собой игрушки, быть достаточно уве­ренным в себе, чтобы общаться с другими детьми.

Возраст 3 лет называют еще возрастом упрямства. А упрямство - это противопоставление своих жела­ний и отстаивание их. Другими словами, к 3 годам малыш начинает осознавать себя, свою личность, свое «я» В 3 года малыши начинают отчетливее ощущать и понимать, кем они являются сейчас и кем скоро ста­нут: будущие мужчины осваиваются в мальчишеской среде, играют с машинами и конструкторами, будущие женщины баюкают кукол и пекут воображаемые пи­роги в песочнице.

По данным специалистов, девочек и мальчиков сле­дует воспитывать по-разному, отчасти из-за того, что их поведение от природы различно, а причина тому - вездесущие гормоны. В 3 года мальчики и девочки любят играть в маму и папу, в семью, заботиться о во­ображаемых детях. Мальчики начинают проявлять сильную привязанность к своим мамам (например, чаще целуют их, дарят им сорванный во дворе цветок

и т. д.) Девочки часто испытывают романтические чув­ства к своим отцам, говорят, что выйдут за них замуж, когда подрастут, даже ревнуют к ним своих мам.

К этому возрасту развиваются элементарные эсте­тические чувства и познавательные эмоции: чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сме­няется любознательностью, что обусловливает появ­ление столь характерного для этого возраста множе­ства вопросов, задаваемых малышом. Следует по­мнить, что возраст 3 года - первый кризисный пери­од в развитии психики человека.

В этот период жизни малыша следует:

- читать ребенку сказки, показывать книжки с картинками;

-  увеличивать число запоминаемых слов (назва­ний пищи, посуды, мебели, одежды, животных, птиц, растений, частей тела, одежды и иного ка­чества предметов, основных действий);

-  укреплять связи между предметами и обознача­емыми их словами. Развивать понимание свя­зей и отношений между предметами (например: «Птичка клюет зернышко»);

-  научить выполнять инструкции и поручения взрослого: в первом полугодии состоящие из 1-2. действий, во втором полугодии - из нескольких звеньев («Пойди туда-то», «Возьми то-то», «Принеси мне»).

С целью развития физического состояния ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет следует:

-  совершенствовать и делать целевыми ходьбу (учить ходить по ограниченной и наклонной плоскости - по доске, перешагивать через оди­ночные препятствия, удерживать равновесие), лазанье (учить влезать на стремянку, перелезать через бревно, подлезать под скамейку), бросание (учить бросать мяч в корзинку)

Во втором полугодии надо развивать умение бегать, учить простейшим элементам танца. Прыгать с высо­ты дети второго года жизни не должны из-за особен­ностей анатомического строения стопы (плоскосто­пия);

- развивать (во втором полугодии) различные под­ражательные движения («Как мишка ходит?», « Как зайка бегает? » );

-  приучать выполнять различные действия, дви­жения по словесному предложению, а в конце года - даже по словам стишка, песенки, снача-

. ла одному, а потом и группе детей;

-  научить ребенка внимательно наблюдать за дей­ствиями взрослого и воспроизводить их;

-  обучать проделывать с предметами и сюжетны­ми игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии - закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии - на­ливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.) Сюжетная игра на втором году жизни только зарождается (ребенок воспроизво­дит отдельные действия шофера, продавца и

т.д.);

- развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собрать всю пирамидку);

-  использовать занятия с предметами для разви­тия речи (называть предметы, их свойства, дей­ствия с ними).

Для правильного развития малыша необходимы са­мые разнообразные игрушки: пирамидки, матрешки, наборы для игры с песком, обручи, мячи, сюжетные игрушки (куклы (одетые), кукольная мебель, алюми­ниевая посуда, игрушечные животные), примитивный строительный материал, различные тачки, тележки, машины, «мелочь» в мешочке или коробочке (с 1 года 6 месяцев), песок (с 1 года 6 месяцев) и вода (к концу

второго года) для игры. Для игры детей второго года жизни следует оборудовать уголок в комнате, покрыть пол чистым ковриком, так как в этом возрасте ребе­нок любит играть один на полу.


 
 

13 ноября 2008 Ключевые теги: Психическое, развитие, двигательные, навыки
 
 

   
 
   
 
  Распечатать
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна