Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Особенности роста и развития ребенка » Физиологическое и психическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте (4-5 лет)

Особенности роста и развития ребенка: Физиологическое и психическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте (4-5 лет)
   
 
Физиологическое и психическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте (4-5 лет)

В эти годы происходит дальнейшее физическое раз­витие и совершенствование интеллектуальных воз­можностей ребенка.

В младшем дошкольном периоде - с 4 до 5 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, рост детей замедляется до 4-5 см в год.

Вес ребенка дошкольного возраста можно прибли­зительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возра­сте 1 года + (2 кг х п), где п - возраст ребенка.

Если вес ребенка в 1 год был равен 10 кг, то в 6 лет он должен быть равен: 10 4- (2 х 6) = 22 кг. Можно и примерно рассчитать вес, зная, что к 7 годам ребенок должен удвоить вес, который он имел в годовалом воз­расте.

В 4-5 лет кожа утолщается, становится более эла­стичной, более стойкой к механическому воздействию, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться.

В возрасте 4 лет интенсивно развивается костная система - становятся шире плечи у мальчиков и таз - у девочек. Позвоночник к этому возрасту уже соответ­ствует его форме у взрослого человека, но окостенение скелета еще не заканчивается, в нем пока остается много хрящевой ткани.

Движения ребенка становятся свободными, он хо­рошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнооб­разнее.

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особен­ностями ребенка. В процессе развития малыша посте­пенно углубляются его знания, развиваются умствен­ные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление лично­сти. В возрасте 4-5 лет в организме и мальчиков, и девочек происходят значительные изменения. В этом возрасте у ребенка становится более выносливой сер­дечно-сосудистая система. Увеличивается масса серд­ца, оно лучше приспосабливается к физическим на­грузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых.

С 5-6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. Сначала - первый коренной зуб (он находится позади молочных коренных, что связывают с ростом заднего отдела челюсти). Примерно в это же время начинают появляться цент­ральные постоянные резцы (сначала нижние, затем -верхние). Чтобы этот процесс происходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молочных зу­бов, своевременно лечить их.

Масса головного мозга увеличивается примерно в 3 раза по сравнению с массой головного мозга при рож­дении, что обеспечивает и интеллектуальное развитие.

К 4 годам у малыша постепенно увеличивается сло­варный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребе­нок начинает пользоваться сложными фразами и пред­ложениями. Именно в этом возрасте малышу необхо­димо много читать: он это очень любит и легко запо­минает прочитанное. Малыши в 4 года очень любят от­гадывать загадки, поэтому пополните вашу библиотеч­ку книжкой с загадками.

С 4 лет ребенок уже уверенно держит в руках ка­рандаш, рисует животных и другие предметы, окру­жающие его. Полезно 4-летнему ребенку и раскраши­вать познавательные рисунки (например, про живот­ных). Дошколятам необходимо готовить руку к пись­му, развивать координацию движений.

Так как в этом жизненном периоде ребенок еще ориентирован на подражание взрослым, он с удоволь­ствием повторяет их действия, слова и выражения. По этой причине людям, воспитывающим детей, просто необходимо тщательно следить за своим поведением и речью.

С 4 лет у ребенка начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства малыша становят­ся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно пе­рерастает в более сложное чувство симпатии, привя­занности.

Примерно в 4 года у малыша появляются познава­тельные эмоции, формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но - чувство долга. Ранее развившиеся эмоции ста­новятся более глубокими, устойчивыми; прежнее ра­достное чувство от общения с окружающими постепен­но перерастает в более сложное чувство симпатии, при­вязанности - складывается система эмоциональных отношений.

В этом возрасте развивается память, закладывают­ся основы мыслительной деятельности. Присмотри­тесь: малыш уже может делать самостоятельные суж­дения, высказывает свое мнение. Часто дети в этом возрасте любят игры-4угадайки» (например, он может отгадывать животное, которое изобразили ему стар­шие). Обратите внимание, что малыш очень любит •слушать, как вы читаете ему книги. В этом же возрас­те ребенку можно приобретать такие игры, которые помогут ему сформировать свои собственные сужде­ния, попробовать себя в какой-то роли. Лучше всего для этих целей подходят наборы парикмахера, врача, повара, игрушечный телефон, кукольный домик с ме­белью., машины и т.д.

Маленького ребенка очень легко научить чему-либо, настолько он просто схватывает все на лету и впитывает в себя, как губка. Обязательно старайтесь поощрять его любознательность, объясняйте ему в процессе игр все, что его интересует, честно и доступ­но отвечайте на его вопросы. Полезно рассматривать вместе с ним две одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали («Найди от­личие»). Но не предъявляйте повышенных требова­ний: 3-5-летние дети способны заниматься чем-то, не отвлекаясь, максимум 10 минут.

Специалисты считают, что 4 года - идеальный воз­раст для того, чтобы сделать первые шаги на компью­терном экране. Занятие на компьютере не должно превышать 10 мин. Надо показать малышу, как вклю­чать и выключать компьютер, управлять «мышью»,

86

перемещаться по экрану. К 4 годам координация дви­жений ребенка стала увереннее, улучшилась ориента­ция в пространстве, развилась мелкая моторика. Ро­дители часто просто поражаются проворству и быст­роте реакций 4-летнего малыша, освоившего компью­тер.

Надо только следить, чтобы ребенок, познакомив­шись с компьютером, обязательно занимался и други­ми играми, рассматривал картинки, изучал азбуку.

С возраста 4 лет можно начинать учить ребенка иностранному языку, только делать это следует в иг­ровой форме и безо всякого принуждения. Лучше, если е малышом поработает специалист.

Возраст 4-5 лет - самый благоприятный период для развития общей одаренности и имеющихся спо­собностей (умственных, художественных, музыкаль­ных, двигательных). Если малыш к чему-то проявля­ет особое внимание, следует поощрять его интерес, помочь ему в выбранных им занятиях. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал так и не был замечен и раскрыт.

В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется всякого рода любопытство к предметам, которые он раньше не замечал. Слышали ли вы когда-нибудь про термин «половое любопытство»? Психологи понимают под этим выраженное у детей 3-4 лет стремление к раз­глядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смыс­ле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного.

Тем не менее осознание половой принадлежности является основой формирования психической струк­туры, определяющей поведение, принятое в данном обществе для мужчин и женщин. Поэтому задачей воспитания является постепенное формирование представлений о должном характере поведения мальчика или девочки. Выполнение такой задачи успешно по­влияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка в дальнейшем.

В возрасте 4-5 лет у малыша присутствуют опре­деленные страхи: больше всего он боится потерять любовь и внимание взрослых. Часто это проявляется в том, что ребенок отказывается засыпать один, боит­ся темноты и замкнутого пространства. Ваша любовь и внимание к ребенку помогут преодолеть все страхи. Главное - больше общайтесь с малышом, вызывайте у него самые разнообразные положительные эмоции. Очень хорошее воздействие на развитие ребенка ока­зывают ежедневные спокойные прогулки перед сном. Конечно, каждый малыш уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей, которые и на самом деле должны вникнуть в проблемы детей чуть глубже, потратить на них времени чуть больше. Глав­ная задача - тактично и грамотно помочь малышу в преодолении всех его страхов и проблем.

Малыш к 4 годам значительно повзрослел. Глав­ное на этом этапе - помочь ему правильно сформиро­вать свое отношение к окружающему миру, развивать его способности. Читайте ему больше, общайтесь с ним на равных - ребенок это очень ценит, общайтесь с ним и дома, и на улице, и во время игр и спортивных занятий.


 
 

13 ноября 2008 Ключевые теги: физиологическое, психическое, развитие, ребенка, младшем дошкольном, возрасте
 
 

   
 
   
 
  Распечатать
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна