Меню
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Развитие детей » Что надо знать о развитии речи ребенка

Развитие детей: Что надо знать о развитии речи ребенка
   
 

Что надо знать о развитии речи ребенка

В вашей дружной семье родился малыш. Родители, бабушка, дедушка, няня, старшие дети радуются первой улыбке малыша, его лепету.
Новорожденный ребенок криками пытается выразить ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. Мама, перевертывая дитя, разговаривает с ним: «Артемке холодно», «Артемке кушать хочется», «Хороший мой маленький мальчик» и. проч. Этот, нежный, протяжный тон речи привлекает внимание малыша, успокаивает его. Общение с ребенком обязательно и на следующих этапах жизни ребенка: мама должна разговаривать с ним, не смущаясь тем, что не получает ответа на свое обращение.
Ребенку в развитии его речи помогает повседневное общение с окружающими его людьми. Ребенок овладевает тем языком, на котором говорят с ним. Подражая речи окружающих, он учится говорить.
К концу 2-го месяца у ребенка в ответ на обращенные к нему слова появляются неосознанные движения ручками, ножками, улыбка, плач, иногда он даже издает неопределенные звуки («о», «а»... и т. п.). В это же время у него уже появляются звуковые сочетания - гуление: «агу», «агы», «бум», «бу-бу» и т. п.
В 3-4 месяца ребенок все чаще повторяет одни у. те же звуки. Он уже различает тон голоса: если с ним говорят ласково, ребенок улыбается, если строго - плачет. Ребенок слушает говорящего, видит движения его губ и сам шевелит губками, издает какие-то пока еще нечленораздельные звуки и тем самым упражняем свой речевой аппарат. Этот период становления речи имеет огромное значение, так как произносимые малышом сочетания звуков являются прекрасными упражнениями для речевого аппарата ребенка.
С 4-6 месяцев мать должна знакомить ребенка с окружающими ptj людьми, животными, предметами и игрушками, называя их. Произносимые слова малыш постепенно связывает с определенными лицами и окружающими предметами «Мяу» для него становится обозначением кошки, «ам» - собаки, «му» - коровы и т. д. Причем матери в своем обращении следует употреблять как «полные» слова (кошка, корова, собака и т. д.), так и «лепетные», например: «Это кошка. Она кричит: «Мяу-мяу».
Речь взрослых должна быть несколько замедленной, четкой, чтс является особенно ценным для усвоения ее малышом
Очень полезно петь ребенку несложные детские песенки, е которых имеются повторения одних и тех же слов, например:
Бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай!
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки... и т. д.
Взрослые должны приучать ребенка и к пониманию названий действий, конечно же, сначала используя простые слова: дай, на, упал(а), иди, открой, закрой, подай и т. д.
На первых порах родителям, задавая вопрос ребенку, следует самим же и отвечать на него, например: «Кто это пришел? Папа пришел». «Это кто? Киса».
Если с ребенком мало разговаривают и он растет «один», его речевое развитие задерживается.
Когда у ребенка нет еще слов (до года), хорошо учить его звукоподражанию: «Как коровка мычит? (Показать ему игрушку - корову.) - My», «Как собака лает? - Ав, ав», «А как петушок поет? - Ку-ка-ре-ку» и т. д.
Очень полезно многократное называние и показ одних и тех же предметов, которые вызывают интерес у ребенка, возбуждают его. В этом случае у ребенка значительно повышается восприятие. Следует учить ребенка показывать и отыскивать ту или иную игрушку или предмет: «Где мячик?», «Где зайчик?», «Покажи, где кошечка?» и т. п. Все это воспитывает у ребенка понимание речи, то есть понимание значения слов, и пусть вас не смущает, что малыш еще не может их произнести. Понимание речи является залогом будущего активного словаря ребенка.
К двум годам у ребенка уже достаточный запас слов, и надо вызывать и поощрять его речевую активность. Надо чаще задавать ему вопросы и стремиться получать ответы. В этом возрасте не надо выполнять его молчаливые (без речевого оформления) требования.
В процессе овладения речью у ребенка возникает масса вопросов. Эти вопросы должны быть удовлетворены, так как через них малыш познает окружающий мир.
С двух лет необходимо приучать ребенка к рассматриванию картинок, но первое время эти картинки должны быть простыми по своему содержанию (достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек). При рассматривании картинки необходимо пояснять ребенку их содержание. Можно рассказать содержание несложной книжки с картинками, но не следует перегружать ребенка трудными непонятными словами. Родителям следует помнить, что часто книжный текст труден маленьким детям, и они лучше воспринимают пересказ. Все, что взрослыми преподносится ребенку в речи, должно быть ему понятно и доступно.
В три года у ребенка часто остается неправильным произношение некоторых звуков (с, я, щ, ж, ч, ц, ш, л, р), которые могут самостоятельно исправиться к 4-5 годам.
Трехлетним детям свойственна смягченность звуков речи, замена одних звуков другими (например, «сяпка» вместо шапка, «колёва» - корова). В это время особенно важно говоричъ с ребенком, четко произнося все звуки в слове, чтобы он имел возможность усвоить правильное звуковое оформление слова и мог научиться правильно говорить.
Какими должны быть условия для правильного развития речи ребенка?
Прежде всего, он должен быть здоров. Болезни, ослабляющие организм ребенка, задерживают нормальное развитие речи.
Исключительное значение в развитии речи имеет слух. (У глухого ребенка речь без специального обучения не развивается.) Даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для правильного формирования речи.
Родителям не следует говорить слишком быстро - скороговоркой, так как дети усваивают темп речи старших.
Ребенок, поступивший в школу с неправильным произношением звуков, часто не успевает по русскому языку: пишет так же, как говорит.
Если у ребенка задерживается развитие речи или его речь неправильна (с заиканием или с нарушением звукопроизношения), обязательно обратитесь к специалистам по воспитанию правильной речи учителям-логопедам.

Диалог с ребенком, который еще не говорит. Развитие понимания речи
Этот раздел содержит описание способов общения с неговорящими детьми, у которых в активном словаре не более 3-6 слов и которые не могут или не хотят повторить за взрослым ни одного нового слова.
В таком «диалоге» взрослый исполняет две роли: самого себя (обучающего) и ребенка (обучаемого). Взрослый сам спрашивает и сам отвечает.
Цель таких «диалогов» с неговорящими детьми заключается в том, чтобы способствовать развитию у них памяти, внимания, понимания речи и вызвать желание подражать речи окружающих.
Приемы работы по развитию памяти, внимания и мышления могут быть дополнены и использованы в занятиях с любым ребенком.
С чего начать?
Больше играйте с детьми, четко называя игрушки и действия, с ними совершаемые.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Детские игры известны с давних пор. Так, в Древней Греции в каждом городе были специальные дома для детских игр, в которых существовали особые законы и учителя детских игр.
Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка c окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за все или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, например: часами заводит волчок или многократно открывает и закрывает кран с водой, - такого ребенка необходимо скорее учить играть.
Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но в дальнейшем, когда у ребенка появился вкус к игре, она может продолжаться часами.
О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.
вать кукол, мальчики нее предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т. п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
- с 3 лет дети вступают в период вопросов; «Что это?», «Почему?» У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т. п. Мальчики представляют себя летчиками, шоферами, космонавтами;
- с 4 лет и мальчики и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.
Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.
Какую выбрать игрушку?
Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.
Не следует очень маленьким детям предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полуторагодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку. Такой игрушкой ребенок не играет, а стучит по столу или об пол. «Неинтересная» игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.
Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в определенном порядке).
Советуем учесть следующее:
- в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
- от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. Предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот набор игрушек для зтого возраста;
- от 2 до 3 лет - мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесы-
Как учить играть и какую игру выбрать?
Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т. е. обучающих, целях и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.
Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: «сделай, как мама, как папа, брат, сестра».
Вот несколько примеров обучения игре детей, совсем не умеющих играть.
Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то нее самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Передвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается того, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.
Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стал и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.
Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она (он) выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.
Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: «Держи!» И предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.
Бросание мяча по примеру взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову назад и т. п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.
Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: «птички полетели*. Предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как птички полетели», «Поболтаем ножками», «Покачаем головкой» и др.
Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При зтом следует обращать внимание ребенка на то, что из всех лежащих перед ним колец каждый раз надо выбирать самое большое.
От игры к занятиям по развитию памяти, внимания и мышления
Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: гармоники, колокольчика, барабана, шарманки и др. Например, игра «Послушай внимательно и угадай, на чем мама играла». Не видя игрушку (можно завязать глаза или повернуть ребенка спиной к лежащим на столе игрушкам), надо узнать ее (назвать или показать) по издаваемому ею звуку. Советуем не торопиться с количеством используемых игрушек. Лучше начинать такую игру с двух игрушек, постепенно добавляя к ним новые. Звучащие игрушки можно заменить хорошо знакомыми ребенку предметами: деревянной дощечкой, тарелкой, чашкой или кастрюлей, а игру назвать: «Послушай внимательно и угадай, до чего дотронулась (по чему постучала) мама палочкой».
Хорошо проводить игры-занятия, в которых дети определяют местонахождение невидимого для них звучащего предмета: «найди колокольчик», «найди трубу», «найди гармонику». Взрослый, извлекший звук, быстро отходит от спрятанной музыкальной игрушки.
Развитию зрительного внимания и памяти способствуют игры на запоминание: «Где что лежало (стояло)», «Кто С кем поменялся», «Что прибавилось», «Кого (чего) нет» и др. Например, начиная с двух игрушек (и постепенно со временем увеличивая их количество), взрослый на глазах у ребенка кладет мишку на стол, а куклу сажает на стул. Предлагает внимательно посмотреть и запомнить, кто где сидит, а потом закрыть глазки. Поменяв местами игрушки, взрослый говорит: «Раз-два-три, а теперь ты посмотри». Ребенок должен расставить предметы в том порядке, в каком он видел их первоначально. Аналогично проводится игра по формированию умения определять, какая игрушка прибавилась к тем, которые лежали на столе, или вспомнить ту (те), которую убрали со стола или спрятали.
Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине, умение находить у них то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.
С этой целью полезно проводить занятия по обучению детей сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, нарезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки) или небольшие технические детали разной конфигурации (болты, шайбочки, гайки).
Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:
учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками»;
не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, маленький, большой), а сосредоточивайте внимание на одинаковости, схожести предметов. Например: «Посмотри и найди такой же, похожий». Словесные обозначения признаков предметов («большой», «маленький», «зеленый», «квадратный» и т. п.) усваиваются детьми значительно позже, поэтому работу над словесным обозначением признаков предметов надо проводить после овладения детьми фразовой речью;
обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно.
Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, например, развезти на машине по разным углам комнаты красные и синие кубики или разложить по разным коробочкам (помочь маме) белые и черные пуговицы. Постепенно количестве предметов, окрашенных в разные цвета, необходимо увеличить. Например, предложите ребенку подобрать банты к соответствующему платью у девочек, а затем подобрать к разным по цвету соответствующие ленты.
Затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, например, отделить шайбочки от болтиков или нарезанные из картона кружочки от крестиков. Научите сличать предметы по величине, например, помочь маме разложить становые и чайные ложки, а затем столовые, чайные, десертные.
Учите детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или деталей. Образец должен находиться у ребенка перед глазами. «Построй такой же домик, какой построил я», - говорит папа. Или: «Посмотри внимательно и разложи палочки (кубики, мозаику) так, как положила их я», - говорит мама. Для проведения таких занятий надо иметь два комплекта кубиков, деталей, палочек и т. п. Одним пользуется ребенок, другим - взрослый.
Из 2-3 кубиков можно предложить построить «башню» или «поезд». Из 4 и более кубиков получаются довольно сложные постройки: «дом», «ворота», «гараж» и др. Сделанные постройки включайте в игру: «на стул» посадите куклу (мишку) и покормите ее (его); в «домик» поселите зайчика и др.
Аналогично кубикам можно использовать другие предметы. Например, научите детей выкладывать из палочек узоры (мозаики) на столе (или полу). Предлагайте сначала сочетать малое количество элементов (не более 2-3): две палочки, например, можно располагать следующим образом: II, X, Т, 1 , =. Из трех палочек можно создать более сложную комбинацию.
Чаще просите ребенка совершать разнообразные действия с предметами и игрушками: раскладывать их в указанные вами места, передавать другим лицам, использовать так, как вы об этом просите. (Например: «Вытри полотенцем лицо кукле», «Поставь свою машину в гараж», «Положи свой платочек в карман» и др.)
Проведите игры-загадки (о предметах, об игрушках). Не называя хорошо знакомый ребенку предмет или игрушку, предложите угадать (узнать), о чем или о ком вы говорите. Например: «Угадай, о ком я рассказываю: она в красивом белом платье, она умеет открывать и закрывать глаза, ты ее любишь больше всех игрушек».
Положив перед ребенком 3-4 знакомых предмета или их изображения, предложите: «Дай мне то, чем ты ешь суп и кашу». Или: «Покажи то, из чего ты будешь пить чай». Или: «Возьми то, чем мама причесывает тебе волосы» и т. п.
Регулярно проводите занятия по обучению детей составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности провести «починку» или «сборку» игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку надо разрезать на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех частей. С особым удовольствием ребенок подберет хвост тому животному, у которого его нет.
Учите ребенка класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым должен повторять движения кистями рук: ладони прижаты к столу, ладони обращены вверх, пальцы сжаты в кулаки и др. После того как ребенок научится повторять каждое движение в отдельности, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами две позы ваших рук, например: ладони вниз - ладони вверх или ладони на ребро - ладони вниз и др. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставанием в развитии речи.)
С более развитыми детьми, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или из жизни семьи, фрагменты .любимых сказок, телепередач В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Не забудьте заранее продумать сценарий и активно сопровождать действия своей речью.
Развитие точности понимания речи
1. Учите ребенка рассматривать сюжеты рисунка. Сначала лучше это делать по частям, закрыв белым листом бумаги те части картинки, которые в данный момент не рассматриваются. Например: «Покажи, кто сидит на крыльце? Кто сторожит дом?»
2. Учите ребенка хорошо понимать названия действий вне связи с субъектом или объектом действия. Например: «Кто сидит (стоит, идет, бежит, летит, прыгает, умывается, одевается и т. д.)?"
3. Развивайте хорошее понимание вопросов" где? куда? чем? на чем? кому? откуда? у кого? и т. п. Например: «Покажи, чем папа копает огород?», «Из чего ты пьешь молоко?», «На чем лежат книги?», «Чем ты будешь есть суп?» и т. д.
4. Любой ответ ребенка одобряйте. Если ответ неверен, ответьте правильно сами.

 
 

Ключевые теги: развитие, ребенок, речь
 
 

   
 
   
 
  Распечатать
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 



Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2016 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна