Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Развитие памяти » Что такое память?

Развитие памяти: Что такое память?
   
 

что такое память?
Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая  память  и  называется  кратковременной.Но кратковременная память может превращаться в долговременную. Бывают ситуации, когда, едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать лицо, которое очень давно было показано нам на фотографии.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и .вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д. Однако бесконечное деление памяти на виды может запутать и наскучить. Цель я^е предлагаемой книги заключается в другом: помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память  и  память  своих  детей.
Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить строение памяти, ее структуру. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность .запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В дальнейшем основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. (В ряде случаев, • при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка  и  т.п.,  эта способность ослабевает.)
Однако Природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки  информации.
Эти приемы — своего рода надстройка над природной памятью. Назовем ее культурной памятью. Совершенно очевидно, что чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, прочнее, точнее, быстрее и надежнее запоминает человек. Каким образом особенности природной и культурной памяти человека проявляются в его жизни?
Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. ё. без средств. А что такое запоминание без средств? Это не что иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т. д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом (опосредованном,  т.е.   с    помощью    средств).
Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания  и,  следовательно,  управлять собой.
Вспомним еще раз о выделенных выше видах памяти (образной, вербальной и т. д.) Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным,т. е. играющим в процессе запоминания менее заметную роль. Это зависит от того, каким образом человек запоминает информацию, с опорой на природную или  культурную  память.
Возможности природной памяти у каждого свои. В среднем количество непосредственно запомненной информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц (7± 2). Причем, объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: человек в обычных условиях может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (расположенных не по алфавиту), 4—5 щифр, 5 синонимов. Количество опосредованно запомненной информации может резко возрастать. Человек может помнить целые поэмы, параграфы, молитвы... Это происходит потому, что данную информацию осмысливает, погружается в нее, пропускает через свой опыт, душу и сердце. Примеров безграничности опосредованной памяти мировая история накопила множество: великий полководец Александр Македонский, знавший тысячи своих солдат по именам, легендарный президент США Т. Рузвельт, помнивший не только своих помощников, но и членов их семей, хранивший в памяти их имена, проблемы, интересы... Известный советский психолог А. Р. Лурия в течение тридцати лет наблюдал за журналистом С. В. Щере-шевским, который запоминал .все, никогда ничего не записывая. Он запоминал слова, придавая им форму и цвет, запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми, звуковыми ощущениями.
Однажды С. В. Шерешевский, прослушав тон частотой 2000 колебаний в секунду, заявил: «Похоже на розово-красный фейерверк, вкус — отвратителен, что-то вроде пересоленных щей... Им можно поранить руку».
Необыкновенные   способности   С. В. Шерешевского объяснялись тем, что он придумал свой способ запоминания: создавал зрительные образы, картинки и ассоциации, связанные с материалом, который требовалось сохранить. Все исследователи называли память С. В. Шерешевского феноменальной. Видимо, секрет этого феномена можно объяснить следующим образом. Во-первых, его непосредственная память, та, которая была дана от природы, оказалась очень сильной. Во-вторых, этот человек сумел развить свою природную память, достроить ее целой системой способов запоминания. Этот путь открыт для каждого из нас. Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная -память, а все остальные конструкции — культурная. Получается, что каждый может быть и архитектором, и строителем своей памяти. В качестве строительных материалов будем использовать различные способы осмысления, обработки информации. Эти способы начали придумывать уже наши далекие предки. Еще до н. э. были известны приемы великих древних ораторов, которые произносили длинные речи без бумажки. Секрет был прост: каждая часть доклада соотносилась оратором с какой-либо комнатой его дома. А свой дом все знают и хорошо помнят. Выступая, оратор как бы переходил из одной комнаты в другую. Этот прием сейчас называют мнемотехническим, или  мнемотехникой,
С тех пор прошло много времени. Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Поэтому и приемы запоминания доляшы быть разнообразными. Итак, из чего в принципе может состоять развитая культурная память? Во-первых, надо всегда помнить, что почти любой материал можно разделить на части,   группы.   Этот   прием   называется   групп ировной. Например, в любом параграфе можно выделить вступление, основную часть, заключение, выводы. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части — классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, существительные и глаголы, знакомые слова и незнакомые, простые и сложные и т. д. Это прием называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен необходимый для запоминания  материал.
Во-вторых, психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями. Для того, чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это будет зависеть от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т. д. Поэтому не надо отрицать, критиковать, отвергать то, что предлагает ребенок, даже если вам эта ассоциация кажется неудачной, неприемлемой. Один мальчик, когда его попросили за 5 минут запомнить 20 слов на английском языке, положил их- на музыку, на знакомую мелодию из мультфильма, а когда егр попросили продемонстрировать результат — пропел эти слова. Это редкий случай, и не каждый может применить этот способ запоминания. Какие же ассоциации встречаются чаще? Как правило, цифры запоминаются в связи с памятными датами (днями рождения, номерами квартир, домов). Имена и  отчества  соотносятся   с   именами   всем   известных писателей,    политиков   или   именами   своих    родственников.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т. д. Этот прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это будет своего рода план для припоминания, или мнеми-чески й    план.
В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил, формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Для того, чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно пользоваться приемом ан адогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений, в целом различных. Что означает, например, дать определение? Это означает: отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и отразить только ему присущую индивидуальность. Выучив одно определение как образец, остальные можно запоминать, используя выученное, по аналогии. Например, математика — наука, которая изучает..., биология — наука, которая изучает... и т. д. В ряде случаев материал легче запоминать, . изобразив его основное содержание в виде схемы (это касается грамматических правил, теорем и т. д.). Этот прием называют схемати-з ацией.
Разрозненную  информацию  (например,   иностранные  слова)  легче  запомнить,  объединив  их,   придумывая   какие-либо   связки,   посредники,   добавляя   к запоминаемому что-то от себя. Этот прием называется достраивание   материала.
Завершая разговор о мнемических приемах, нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как  целое.
Этот прием позволяет человеку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию' (абстрактную, неизвестную, запутанную...), ибо направлен  на упорядочение материала.
Память действительно можно сравнить с волшебным лесом, который может быть тихим, спокойным и нерасту-щим, а может быть развивающимся, растущим. Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания переплетаются с соседними, как бы «шепчутся» друг с другом, подобно листьям. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей. Когда человек запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, мучительно вспоминают, много забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое... Больше половины неудачников в жизни «обязаны»  этим своей  памяти.
Предлагаемая книга рекомендует игры, заданид и упражнения, которые помогут развить память ваших детей,  сделать ее более эффективной.


 
 

Ключевые теги: память, развитие, дети
 
 

   
 
   
 
 
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна