Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Развитие детей » Как помочь ребенку

Развитие детей: Как помочь ребенку
   
 

Как помочь ребенку

 

 Возможность наблюдать за ребенком на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практичес­кой и игровой деятельности ребенка может быть реализовано теми лицами, которые постоянно взаимодействуют с ним: ро­дителями ребенка, воспитателями детского сада, гувернерами и др.

Естественно, что коррекционное воздействие должно от­личаться от тех приемов и методов, которые обычно использу­ются мамами для стимуляции речевого общения, и носить спе­цифический характер. Успешность коррекции в большой сте­пени зависит от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей. Именно родители и воспитатели детских яслей и садов осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. Еще более возрастает роль родителей и воспитателей в тех случаях, когда отсутствует логопедическая помощь.

Коррекционная работа требует много знаний и определен­ных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом или внимательно перечитайте книгу.

В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к язы­ку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синте­за и способности к лингвистическим обобщениям.

Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее:

Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, на­пример, на диване или на полу. Создайте интимную, довери­тельную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуй­те с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с иг­рушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше дос­тупную и интересную для ребенка игру.

Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее биби-канье: «Би-би» или «Ту-ту».

Пытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвеча­ете на этот вопрос: «Би-би», - с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это ма­ленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.

 Если у вас дочка, то надо выбрать игру, которая ей нравится, то, чем она может заниматься достаточно долгое время. Иногда детям нравится наблюдать, как падают кубики. В таком случае мы советуем заняться совместным собиранием пирамидки или другого сооружения с регуляр­ным его разрушением, сопровождая последнее действие проговариванием слова «бах».

Можно переходить к реализации следующей задачи - формированию навыка эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной пред­метной деятельности или игры.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «Скажи», «Повтори»!

Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи - имитации речи взрослого ребенком.

Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5-10 слов, названий окружающих предме­тов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1-2 группы), того, что ребенок любит больше всего. Для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрос­лый говорит на так называемом «нянькином» языке, в кото­ром слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа: мышь  пи-пи, кошка - мяу или киса и др.

Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.

Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог-образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном тем­пе, четко, т.е. утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.

Взрослый. Что мы достали? - Шубу.

Что это такое? - Шуба.

Что сейчас мы надели? - Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? - Шапку.

Что это такое? - Шапка.

Что сейчас мы надели? - Шапку. И т.д.

 

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнад­цать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова по­вторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог - после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:

Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? ... Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка... . Что это? ... Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на  звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:

Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка.

Еще раз: та-рел-ка.

Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.

Взрослый. Еще раз вместе: та-рел-ка. Хорошо.

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внима­ние на то, что вся работа строится в процессе реальных быто­вых или игровых действий. Второе важное условие - ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь разви­тием речи.

Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка сле­дующим образом: «Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем зани­маться - говорить слова. Скажи «тарелка».

Дальше можно отдыхать и наблюдать, как речь ребенка формируется без вашего участия.

Если же вы хотите добиться результата, четко следуйте нашим рекомендациям.

Не бойтесь перехвалить ребенка.

Если у ребенка не получается,

никогда не ругайте его.

Наверное, это вы делаете что-то неправильно.

Перечитайте книгу

или посоветуйтесь со специалистом.

Через какое-то время (обычно к концу дня или на следую­щий день)2 ребенок начинает повторять за взрослым отдель­ные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить каче­ство речи самостоятельно.

Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)

Ребенок. Ика.

Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.

На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

В некоторых случаях может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой» или «ненормальный». Просто он такой. А может, это вы делаете что-то неправильно?

Требования ужесточаются постепенно, незаметно для вос­питанника. Одновременно ребенку даются серии упражне­ний для развития артикуляционной моторики в ходе повсед­невной жизни или режимных моментов (умывания, еды). На­пример, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую

струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычище­ны зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка обли­зать ложку, постепенно увели­чивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разум­ных пределах), вылизать блюд­це, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком моло­ко, и проч. Оказался ребенок у зер­кала - хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику: мы - клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лоша­док - поцокали язычком, поиграли в слона - вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра - показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую се­рию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично.

Таким образом, постепенно наращивается активный пред­метный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимули­рующие речевое общение ребенка с окружающими его взрос­лыми.


 
 

Ключевые теги: помощь, дети, детей, ребенок, речь
 
 

   
 
   
 
 
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна